Расчет на контактную прочность

Расчет сводится к определению величины контактных напряжений, которые не должны превышать допустимых.

В качестве исходной принимают формулу Герца для наибольших контактных напряжений σн при сжатии 2-х цилиндров, соприкасающихся вдоль образующих:

,

где: qn – нормальная к поверхности нагрузка на (см в кГс/см);

Eпр – приведенный модуль упругости материала:

,

если материалы шестерни и колеса равны, то

Eпр= E1 = E2;

ν – коэффициент поперечного сжатия (коэффициент Пуассона);

ρпр – приведенный радиус кривизны:

,
,
,

ρ1, ρ2 – радиусы кривизны профилей шестерни и колеса.

Приведенная кривизна:

.

Подставим в формулу для σH значения qn ρпр и E = 2,15 ×106, после преобразований получим расчетную зависимость (в форме, рекомендованной по методике СЭВ)

,

где: zH – коэффициент, учитывающий форму соприкасающихся поверхностей.

При α = 20˚, zH = 1,77. В общем случае:

.

zM – коэффициент, учитывающий механическое свойство материала:

.

Произведение zH на zM при α = 20˚ равно 1530.

zε коэффициент, учитывающий влияние коэффициента торцового перекрытия:

.

При неточных расчетах можно принять zε = 0,9, что соответствует εα =1,6.

Подставляя:

,

и числовые значения коэффициентов zH, zM, после преобразований получим:

.

При перспективности новой передачи задаются

и по расчету определяют aw:

.

Иногда необходимо или удобно определить диаметр шестерни “ d1 ”. Задаваясь

,

после преобразования получим:

.

В случае расчета цилиндрических, косозубых или шевронных зубчатых колес во все формулы должны быть введены соответствующие поправки. Знак “+” относится к внешнему зацеплению, знак “–” к внутреннему.

14.2. Особенности расчета и конструкции
косозубых и шевронных зубчатых колес

Рис. 14.1. Схема сил, возникающих в косозубом зацеплении

Если прямозубые цилиндрические колеса применяют преимущественно при невысоких и средних окружных скоростях (5–20 м/с), в планетарных, открытых передачах, а также при необходимости осевого перемещения колес для переключения скоростей (коробки передач), то косозубые колеса применяют для ответственных передач, при средних и высоких скоростях (8–30 м/с). Объем использования косозубых колес составляет 30% от всех цилиндрических колес в машиностроении и непрерывно возрастает.

В отличие от прямозубых, косозубые передачи должны проектироваться так, чтобы в зацеплении находилось постоянно минимум две пары зубьев. Для этого необходимо, чтобы этого ширина колес (b) была больше осевого шага (t0). При несоблюдении этого условия передача будет работать, как прямозубая.

При значительной ширине колеса и большом угле наклона зубьев в зацеплении может одновременно до десяти и больше пар зубьев. Зубья косозубых передач входят в зацепление постепенно: контакт начинается в точке по мере поворота колес контактная линия растет, некоторое время остается постоянной длины и далее постепенно сокращается до нуля. На боковых поверхностях зубьев контактные линии занимают наклонное положение.

Рис. 14.2. Цилиндрические колеса:

а) косозубые; б) шевронные

В большинстве конструкций угол наклона зубьев “ β ” принимают от 8˚ до 18˚ (редко до 25˚) с тем, чтобы обеспечить осевой коэффициент перекрытия в пределах не менее 1,1-1,2.

Точное значение угла “ β ” выбирают таким, чтобы при стандартных значениях нормальных модулей межосевое расстояние “ aw ” соответствовало стандартам.

Работа косозубой передачи связана с действием на опоры осевых нагрузок, поэтому в мощных редукторах применяют передачи, не передающие на опоры осевых нагрузок. Шевронные колеса представляют собой соединенные вместе два косозубых колеса с одинаковым, но противоположно направленным наклоном зубьев, и имеют угол наклона зубьев в пределах β = 25–40.

По форме расчета на прочность косозубых и шевронных колес аналогичен расчету цилиндрических колес, однако имеет свои особенности.

Расчеты на изгиб. Косые и шевронные зубья значительно (примерно на 30%) прочнее прямых ввиду того, что:

- в зацеплении участвуют несколько пар зубьев, что учитывается коэффициентом Кα;

- контактная линия наклонена к основанию зуба, а сам зуб работает не как балка, а как пластина, что учитывается коэффициентом Yβ;

- в опасном сечении зуб утолщен (другой коэффициент прочности зуба по местным напряжениям YK).

Коэффициент K принимают в зависимости от степени точности передачи (Kα > 1,0). При β ≤ 40 коэффициент (Yβ < 1,0) Коэффициент YF принимают в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZV по таблицам для цилиндрических прямозубых колес.

Эквивалентное число зубьев ZV это число зубьев эквивалентной прямозубой шестерни, имеющей радиус делительной окружности равный радиусу кривизны длительного цилиндра в сечении, нормальном к зубу. Если прочность на изгиб является основным критерием, то нормальный модуль определяется по формуле:

;

где: .

Если модуль определяется по заданному межосевому расстоянию (когда основным критерием является контактная прочность), то:

15. Общие сведения
о конических зубчатых передачах

Конические зубчатые колеса применяются в передачах между валами, оси которых расположены под углом. Основное применение имеют передачи с пересекающимися осями валов под углом 90˚. Передачи с межосевым углом, не равным 90˚, применяются редко. Из-за благоприятных условий компоновки в узлах машин, конические передачи широко применяются в машиностроении. Конические колеса выполняются с прямыми, косыми, круговыми и другими криволинейными зубьями. Прямозубые конические колеса рекомендуется применить при невысоких окружных скоростях (2-3 м/с). При более высоких скоростях с круговыми зубьями, которые обеспечивают более плавное зацепление и большую несущую способность.

В конических передачах для обеспечения при сборке правильного контакта зубьев предусматривают возможность осевой регулировки зубчатых колес вместе с валами или относительно валов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: