Математические основы векторной графики

Если основным элементом растровой графики является пиксел (точка), то в слу­чае векторной графики в роли базового элемента выступает линия. Это связано с тем, что в векторной графике любой объект состоит из набора линий, соединен­ных между собой узлами. Как уже отмечалось в предыдущем разделе, отдельная линия, соединяющая соседние узлы, называется сегментом (в геометрии ей соответствует отрезок). Сегмент может быть задан с помощью уравнения прямой или уравнения кривой линии, требующих для своего описания разного количества па­раметров. Для более полного понимания механизма формирования векторных объектов рассмотрим способы представления основных элементов векторной гра­фики: точки, прямой линии, отрезка прямой, кривой второго порядка, кривой тре­тьего порядка, кривых Безъе.

В векторной графике тачке соответствует узел. На плоскости этот объект пред­ставляется двумя числами (X, Y), задающими его положение относительно нача­ла координат.

Для описания прямой линии используется уравнение Y = аХ + b. Поэтому для по­строения данного объекта требуется задание всего двух параметров: а и b. Резуль­татом будет построение бесконечной прямой в декартовых координатах. В отличие от прямой, отрезок прямой требует для своего описания двух допол­нительных параметров, соответствующих началу и концу отрезка (например, X1 и Х2).

К классу кривых второго порядка относятся параболы, гиперболы, эллипсы и окруж­ности, то есть все линии, уравнения которых содержат переменные в степени не выше второй. В векторной графике эти кривые используется для построения базо­вых форм (примитивов) в виде эллипсов и окружностей. Кривые второго порядка не имеют точек перегиба. Используемое для описания этих кривых каноническое уравнение требует для своего задания пяти параметров:

х2 + a1y2 + а2ху + а3х + а4у + a5 = 0.

Для построения отрезка кривой требуется задать два дополнительных параметра.

В отличие от кривых второго порядка кривые третьего порядка могут иметь точку перегиба. Например, график функции Y ™ X3 (рис. 10.6) имеет точку перегиба в начале координат (0, 0). Именно эта особенность данного класса функций позво­ляет использовать их в качестве основных кривых для моделирования различных природных объектов в векторной графике. Следует отметить, что упомянутые ра­нее прямые и кривые второго порядка являются частным случаем кривых третье­го порядка.

Каноническое уравнение, используемое для описания уравнения третьего поряд­ка, требует для своего задания девяти параметров:

х3 + a1y3 + a2 х2 у+ а3ху2 + а4х2 + а5у2 + а6ху + а7х + а8у + а9 = 0.

Для описания отрезка кривой третьего порядка требуется на два параметра больше. Кривые Безъе — это частный вид кривых третьего порядка, требующий для своего описания меньшего количества параметров — восьми вместо одиннадцати. В ос­нове построения кривых Безье лежит использование двух касательных, проведен­ных к крайним точкам отрезка линии (рис. 4.6, справа). На кривизну (форму) линии влияет угол наклона и длина отрезка касательной, значениями которых можно управлять в интерактивном режиме путем перетаскивания их концевых точек. Таким образом, касательные выполняют функции виртуальных рычагов, позволяющих управлять формой кривой. Более подробно об этом будет сказано далее в разделе «Кривые Безье».

Рис. 4.6.Представление кривой линии с помощью кривых третьего порядка: слева — классический вариант; справа — кривая Беэье


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: