Прот. А. Забелин

Сергиев Посад, 2014

Особый интерес представляет изучение Русской духовной миссии в Китае, которая была самой ранней по времени основания.[1]Церковное представительство в Пекине Русской Православной Церкви берет свое начало с 17 века. Миссия была обусловлена разачами распространения христианства. Также это имело благоприятные социо-културные решения. Китайский народ начинал воспринимать христианаство не как нечто инородное и противонациональное, как это полчилось с католичеством в Китае, а как лично свое, китайское, что имело право и на сущестоввание и полодительно сказывалось на взаимоотношениях Российской Империи и Китайской империи. Русская духованой миссия также выполняла задачи не только полтические, сколько была и научным центром, центром по изучению Китая для россиян: в течение долгого времени сами клирики и их окружение являлись и официальными представителями России на территории Китая. С 17 века известны первые упоминания о китайцах, и они были сразу негативными. Речь идет о военных столкновениях с ними по линии границы.

Примечательна история с албазинцами. Это были 45 казаков, которых в 1685 году взяла цинская армия в крепости Албазин на реке Амур. Они были с почетом доставлены в китай и они положили начало многовековому присутствию русских в Китае. Неженатых казаков женили на местных красивых китаянках, и всем дали земли и денег. К азакам передали здание месной кумирни, которая была переделана в православную часовню во имя свт. Николая и первым священником стал о. Максим Леонтьев. Вплоть до 1695 года он совершал там богослужения. Кэтому времени о деятельности о. максима узнали пи Российском Дворе. Ходатайством российского правительства для русских в Пекине разоешено было построить Церковь с честь Святой Софии, однако ее называли все равно Никольской.

Впервые всерьез слово «миссия» прозвучало в указе импреатора Петра I от 18 июня 1700 года, когда в обязанности тобольского митрополита тперь входило окормление максимально возможного чилсла из китайцев. Последовавшая в 1712 году смерть о. Максима ускорила открытие миссии. В 1714 году в Пекин был отправлен архимандрит Илларион (Лежайский) со свитой, который привез им иконы и утварь. В России же юрисдикция продолжала находиться в Тобольске. Во второй миссии в центре Пекина на посольском дворе поставили каменный храм во имя Сретения Господня и перенесли в него икону свт. Николая. Технология построения принадлежала китайцам, храм пережил даже землетрясение 1730 года, когда в Пекине погибло около 75000 человек. На месте разрушенной землетрясением часовни свт. Николая был позже сооружен храм с честь Успения Божией Матери.

Период после смерти Петра Первого можно к сожалению смело назвать упадком в миссионерстве в Китае. Миссия была сведена лишь к обслуживанию членов дипмиссии и купеческих и торговых караванов, шедших из России. В силу уважения династией Цин православной веры, она никем в этот период не преследовалась. С 1760-х годов Китайская империя Цин постановила прекратить внешние торговые сношения с Россией и Русская духовная миссия была сведена лишь к дипмиссии. В XIX веке одна из самых блестящих миссий оказалась девятая, под руководством архим. Иакинфа (Бичурина) (1808 – 1820). Им было составлено множество трудов по географии, истории, литературе Китая и соседних стран, составлены словари. По мнению Дж. Вонга (1998), в 50-е годы XIX в. «церковная деятельность русской миссии была прикрытием дипломатической».[2]

Все опять изменилось после 1850 года, когда был подписаны серии Тяньцзиньских договоров, по которым были возобновлены торговые операции со странами Западной Европы. С 1861 как бы заново в Пекине была открыта Русская ДипМиссия, которой от духовной была передана часть фунцкий, связанных с образованием. Духовная миссия стала заниматься исключительно духовными вопросами. С 1715 по 1917 гг. миссия сменялась 18 раз, и в ее состав, как правило, входили лишь 10-12 человек – в основном это было духовенство. После Тяньцзиньского договора финансирование от империи Цин было прекращено, и оставалось прерогативой Российской империи. Отвечая на вопрос, почему католичесвто и протестантство не имело успеха в деле проповеди в Китае, кандидат Шубина с, в частности пишет, что проповедь инославных конфессий не соответствовала духу онятия китайцев о религии: католичесвто стремилось ввести жесткую административную линию подчинения папе, а протестантство – интеллегентной образованностью своих членов и привлечением их не «Христом», а достижениями западной цивилизации.[3] Автор работ рассматривает три скачка в истории китайской православной миссии:

· 1858 – 1902 гг. – время между провозглашением свобоной орговли в Китае, после более сталетней изоляции страны и годом, связанным с открытием епископии, что повысило статус миссии

· 1902 – 1911 – время расцвета миссии. Период после 1911 года можно назвать затишьем, связанной с культурной революцией в Китае, боровшейся с религией.[4]

· Вторая половина 20 века по наст. вр. – третий период – наиболее активный и успешный период миссии.

В интрвью же с главный научным сотрудником Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов он делает более радикальный вывод о проповеди Католической Церкви христаинства в Китае: «Научно-технические знания и Божественное откровение зачастую сливались для китайцев в общий фон для проповеди. Речь шла о том, что если Китай хочет стать таким же передовым, как Запад, он должен стать христианским. Западные миссионеры с удовольствием тиражировали эту мысль, пытались ее донести до китайской элиты»[5]

Мы уже упомянули о том, что на начальника миссии лежало бремя не только занятием духовного просвещения, но он также выполнял и роль «шпиона» и был обязан собирать секретные данные и отправлять их специальным шифром в Россию. Члены миссии также актино использовались в качестве переводчиков. (Не забудем, что китайский язык – один из самых сложных в мире для изучения). Интерес из России к Китаю шел в первую очередь в сфере его истории и философии, изучению памятников. Говоря об успешных дипломатических достижениях миссии можно упомянуть успех шестой миссии 1840-1842 гг, происходившей под руководством Поликарпа Тугаринова. Тогда шла первая опиумная война[6], в результате которой в самом Китае множество людей стало «рабами злого недуга», что приводило страну к страшному деградирующему результату, а в отношении Китая к странам Западной Европы – мы видим усиление страшной ненависти ко всем иностранцам. И заслугой Поликарпа и его миссии, в частности, заключалась в том, что Китай свое отношение к России не испортил и не рассматривал ее наравне с другими странами, проводившими антисоциальную, противонравственную колониальную политику.

«Миссия» на сегодняшний день.

Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.

В настоящее время на территории Миссии располагается Посольство России в Китае. На территории Посольства по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 19 апреля 1997 г. был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов. На территории Посольства сохранился бывший Успенский храм, переделанный в гараж. В августе 1997 г. по инициативе Посольства была отреставрирована и фактически восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.

О былой истории Миссии в Пекине сегодня напоминают только камни — остатки надгробий русского кладбища за бывшими Аньдинмэньскими воротами города.[7]

Пока не ясно, когда Православная Церковь снова будет иметь в Пекине собственный храм и иерархическую структуру. Все указывает на то, что это скоро станет возможным. По словам отца Дионисия Поздняева (Гонконг), хотя православные верующие не имеют там ни священника, ни церкви, ни вообще места для молитвы, китайские власти положительно относятся к идее «регистрации» Православной Церкви.[8] В некоторых городах однако начинают восстанавливаться храмы: так, в городе Ухань (Китай) восстанавливается храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.[9]


Используемые источники

1. Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII начало ХХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ярославль 1998. https://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187562

2. J. Y. Wong. Deadly Dreams, p. 28.

3. Православие в Китае вчера, сегодня, завтра Интервью с главным научным сотрудником Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов, 21 мая 3013 г. https://www.pravmir.ru/pravoslavie-v-kitae-vchera-segodnya-zavtra/#ixzz3G0FFUDzy

4. Возрождение Православия в Китае https://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41365.htm

5. Официальный сайт Патриархии https://www.patriarchia.ru/db/text/3757535.html


[1] Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII начало ХХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ярославль 1998. https://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187562

[2] J. Y. Wong. Deadly Dreams, p. 28.

[3] Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII начало ХХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ярославль 1998., далее. https://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187562

[4] Тайпинское и боксерское восстания, русско-японская и первая мировая войны, антихристианские законы сдерживали распространение идей христианской религии. См. автореферат Шубиной С.А.

[5] Православие в Китае вчера, сегодня, завтра Интервью с главным научным сотрудником Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов, 21 мая 3013 г. https://www.pravmir.ru/pravoslavie-v-kitae-vchera-segodnya-zavtra/#ixzz3G0FFUDzy

· [6]Опиумные войны в Китае— две войны 19 века, инициированные Великобританией и Францией против императорского Китая:

· Первая Опиумная война (1840—1842)

· Вторая опиумная война (1856—1860)

[7] Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII начало ХХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ярославль 1998. https://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187562 (см. далее)

[8] Возрождение Православия в Китае https://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41365.htm

[9] Официальный сайт Патриархии https://www.patriarchia.ru/db/text/3757535.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: