Введение. Во всем мире признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения

Во всем мире признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть – управление виртуальным экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер.

Компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» уже более 15 лет разрабатываются совместными усилиями лаборатории имитационного моделирования и деловых игр Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса».

За эти годы были созданы и совершенствовались (через ряд последовательных версий) следующие самостоятельные программы данной серии:

· «БИЗНЕС-КУРС: Предприятие»;

· «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация»;

· «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс»;

· «БИЗНЕС-КУРС: Максимум».

Во всех этих программах пользователь управляет виртуальным предприятием, действующим в условиях конкуренции. В программы заложена интегральная оценка эффективности управления, называемая игровым рейтингом. Задача пользователя – добиться как можно большего значения этого показателя к концу игрового курса.

Конкретные программы отличаются набором возможных управленческих решений и объемом отчетно-аналитической информации, предоставляемой пользователю на каждом шаге игры. Каждая следующая программа (в перечисленном порядке) сохраняет все содержание предыдущей и включает в себя ряд дополнительных моментов, связанных с углублением проблематики управления предприятием.

Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» предназначены для высших учебных заведений экономического профиля, курсов подготовки и переподготовки управленческих кадров, а также – для самообразования лиц разных категорий. Они позволяют развить навыки управления, получить конкретные знания по широкой тематике, связанной с финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Говоря конкретнее, эти программные продукты можно использовать в преподавании (изучении) следующих учебных дисциплин и тем:

· Производственный менеджмент

· Маркетинг

· Финансовый менеджмент

· Бухгалтерский учет

· Финансовая (бухгалтерская) отчетность

· Управленческая отчетность

· Налогообложение и налоговая отчетность

· Финансовая отчетность по международным стандартам (МСФО)

· Анализ финансово-хозяйственной деятельности

· Антикризисное управление

· Рынок ценных бумаг

Особенность программ серии «БИЗНЕС-КУРС» заключается в том, что вопросы бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения отражены здесь в строгом соответствии с российским законодательством.

Но, может быть, самое важное то, что эти деловые игры показывают комплексную картину деятельности организации и место в ней каждого элемента системы управления. Студенты обычно не получают такой картины в результате изучения отдельных учебных предметов. Здесь же они могут объединить, закрепить и расширить свои знания, выступив в роли руководителя предприятия, видящего картину в целом, обладающего всей полнотой власти в принятии управленческих решений и в то же время условно несущего за них «полную ответственность».

Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» снабжены подробной справочной системой, где не только объясняются специфические правила игры, но и даются детальные объяснения по всем вопросам, носящим общетеоретический характер, т.е. затрагивающих указанные выше учебные дисциплины и темы как таковые.

Можно сказать, что, благодаря справочной системе, данные программы представляют собой своеобразные интерактивные учебники по управлению, учету и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих пользователей.

Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» представлены в двух вариантах.

Индивидуальный вариант может использоваться для самообразования и самостоятельных занятий в рамках очных учебных программ, а также при заочном и дистанционном обучении. Здесь пользователь, управляя организацией, один на один конкурирует с компьютером.

Коллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством Администратора игры (преподавателя). Участники коллективной игры разбиваются на команды, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции. Передача информации между компьютерами команд и Администратора осуществляется по локальной сети или через внешние носители.

Побеждает та команда, которая к концу игрового курса добьется наибольшего значения игрового рейтинга.

Желание выйти победителем порождает у участников игры повышенный эмоциональный настрой, который способствует эффективному усвоению навыков и знаний, заложенных в компьютерную программу.

Обычно в коллективной игре участвуют 5-10 команд по 2-3 человека в каждой. Для полноценного проведения игры требуется от 12 до 36 учебных часов. Ее можно проводить как в рамках интенсивных краткосрочных семинаров, так и на протяжении целого семестра с включением в сетку занятий.

Коллективная игра особенно эффективна в сочетании с традиционными формами обучения – лекциями и семинарами. Она позволяет проиллюстрировать и закрепить теоретический материал, существенно оживляет учебный процесс, оставляя незабываемые впечатления у ее участников.

Ныне поддерживаемые компьютерные деловые игры «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» и «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» получили следующие образовательные грифы:

· Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве программного комплекса по управленческим специальностям (май 2011 г.).

· Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве электронного учебного пособия по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» (ноябрь 2009 г.).

В настоящее время эти деловые игры используются в образовательном процессе на экономическом факультете, факультете государственного управления, в московской школе экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в целом ряде других учебных заведений страны. На базе их коллективных вариантов ежегодно проводится около 10 студенческих олимпиад в разных регионах России, причем эти мероприятия организуются по инициативе местных учебных заведений, использующих эти программные продукты в учебном процессе.

В данном учебном пособии дается полное авторское описание наиболее насыщенной деловой игры данной серии – «БИЗНЕС-КУРС: Максимум». До этого элементы программы описывались лишь в рамках ее справочной системы.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей, которые уже знакомы с программой или хотели бы с ней ознакомиться, а также для всех лиц, кого интересуют активные формы обучения и компьютерные технологии в образовании.

Пособие содержит подробные объяснения по всем дисциплинам и темам, перечисленным выше. В конце пособия приводится обширный словарь использованных терминов по финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Все это образует учебный и справочный материал, который может быть полезен не только при работе с данной программы, но и независимо от нее. В этом смысле программа выступает лишь как способ представления в одном месте разнообразной проблематики управления предприятием в современных условиях.

Следует подчеркнуть, что в основе любой компьютерной деловой игры лежит та или иная математическая (имитационная) модель управляемого экономического объекта и его внешнего окружения. Качество игры во многом определяется содержанием ее математической модели, хотя очень важным является и качество программной реализации такой модели.

Математическая модель, лежащая в основе программ серии «БИЗНЕС-КУРС», прошла длинный, эволюционный путь развития, начавшийся с одной научной публикации в 1993 г. [21]. С тех пор модель претерпела многочисленные изменения. Появлялись новые виды управленческих решений, новые отчетно-аналитические разделы, учитывались частые изменения российского законодательства.

Так, в программе «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» дана новая возможность покупать оборудование в лизинг, а также покупать средства производства и продавать продукцию на условиях коммерческого кредита. Одновременно можно проводить операции факторинга. Здесь впервые представлена отчетность по МСФО. В описываемой версии 1.5 данной программы учтены новые (2010 г.) требования Минфина РФ к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом и многом другом будет рассказано в настоящем учебном пособии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: