Рыночная конкуренция

В данном разделе программы (рис. 9.35) можно проанализировать позиции на рынке готовой продукции всех фирм – участниц игры.

Окно раздела имеет три закладки по количеству видов продукции: «Продукт А», «Продукт B», «Продукт C».

В дальнейшем для удобства речи мы будем говорить о «Вашей» фирме, чтобы просто отличать ее от других конкурирующих фирм.

Рис. 9.35. Раздел «Рыночная конкуренция»

Продолжая сказанное в п. 2.6 по поводу модели рынка готовой продукции (см. также п. 10.3), отметим, что в коллективном варианте игры на рынке присутствуют N фирм – участниц игры и N скрытых конкурентов, всего 2N фирм. Представителем скрытых конкурентов выступает некоторая фирма Х, выражающая их среднее поведение.

Показатели, приводимые в столбцах отдельных фирм, включая фирму Х, аналогичны тем, которые применительно к Вашей фирме фигурируют в разделах «Сводный отчет/Реализация» или «Отчеты/Продажа продукции» (см. п.п. 3.3, 5.8). Небольшое дополнение состоит в том, что доля рынка каждой фирмы здесь показывается в двух измерениях:

  • доля рынка по количеству – процентное отношение количества продукции, проданной данной фирмой, к суммарному физическому объему продаж на рынке;
  • доля рынка по стоимости – процентное отношение выручки от продажи продукции данной фирмы к суммарному стоимостному объему продаж на рынке.

В столбце «Рынок» приведены средневзвешенные значения факторов спроса и суммарные результаты сбыта по всем фирмам. При этом суммарные результаты скрытых конкурентов получаются путем умножения соответствующих показателей для фирмы Х на число N.

В качестве весов при расчете средневзвешенных значений принимаются:

  • для цены продукции, качества продукции и периода рассрочки оплаты – доли рынка по количеству;
  • для расходов на рекламу и ставки комиссионных по сбыту – доли рынка по стоимости.

Таким образом, каждая фирма участвует в формировании среднерыночных показателей в меру ее рыночного веса.

В нижней части окна показана совокупная доля рынка фирм – участниц игры (по количеству и стоимости). Если эта доля превышает 50 %, то, значит, «живые» фирмы, взятые вместе, действуют на рынке лучше, чем скрытые конкуренты, и наоборот.

Анализируя результаты конкуренции, следует помнить, что фактическое количество продукции, проданной Вашей фирмой, всегда ограничивается имеющимся ее запасом на начало месяца. Если Ваши значения факторов спроса лучше, чем у какой-то другой фирмы, а продала она меньше, то почти наверняка причина состоит в том, что фирма не смогла удовлетворить спрос на свою продукцию. При этом важно подчеркнуть следующую особенность модели рынка (подробнее см. п. 10.3): Неудовлетворенный Вашей фирмой спрос уходит к другим фирмам, возможно, имеющим менее привлекательные значения факторов спроса (более высокую цену, более низкое качество продукции и т.д.), но зато обладающих большим запасом продукции на складе.

Таким образом, в подобных ситуациях Ваша фирма не только упускает свою прибыль, но и способствуют увеличению прибыли других фирм. В таких случаях, как отмечалось в п. 2.6, необходимо предпринять те или иные действия с целью уравнивания спроса и предложения на свою продукцию: увеличить цену, снизить прочие факторы спроса, увеличить объем производства при имеющихся мощностях или же купить новое оборудование. Все это должно быть звеньями единой маркетинговой политики фирмы.




double arrow
Сейчас читают про: