Предпосылки формирования

Киевская Русь появляется на мировой политической арене в конце IX в. н.э. Предпосылки формирования государства складыва- ются значительно ранее – на протяжении первых веков первого тыся- челетия н.э.

Экономические предпосылки. Основу экономики славян состав- ляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечно-огневая тех- нология, предусматривавшая вырубку и сжигание лесов (полученную таким образом золу использовали в качестве удобрения). В степных и лесостепных районах ведущей системой был перелог: люди бросали истощенные участки и переходили на новые земли. Основными сель- скохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, просо, горох, бобы, гречиха. Для обработки почвы и уборки использовались соха, мотыга, позднее плуг с железным лемехом, серп. Эти техноло- гии позволяли по тем временам получать неплохие урожаи. Восточ- ные славяне занимались также скотоводством, промыслами (рыбо- ловством, бортничеством – сбором меда), ремесленным производст- вом. Все эти виды деятельности свидетельствуют о достаточно высо- ком уровне развития производительных сил.

Продуктами сельскохозяйственного и ремесленного производ- ства, промыслов восточные славяне активно торговали. Внешняя тор- говля была развита в большей степени, чем внутренняя (мешали большие расстояния и слабое развитие коммуникаций), в результате

чего несколько замедлялись (по сравнению с Западной Европой) раз-

витие цивилизации и процесс государствообразования. Но в целом в комплексе с уровнем развития производительных сил торговля в зна-

чительной степени способствовала объединению территории.

Социальные предпосылки. С VI в. начался процесс разложения родоплеменных и формирования раннеклассовых отношений. Необхо-

димость распределения излишков продуктов привела к имуществен-

ному и социальному неравенству. Имущество и власть концентриро-

вала в своих руках родоплеменная знать, постепенно выделявшаяся в особую группу, занявшую высшую ступень иерархической лестницы и

позднее превратившуюся в феодальное сословие. Источником благо- состояния в этот период были не только и не столько собственные продукты, сколько добыча, полученная в военных походах.

Политические предпосылки. Военные походы способствовали

возрастанию значения военных вождей, превратившихся в князей


(русское слово «князь» имеет общий корень с английским «кинг»; германо-скандинавским «кённиг» – король, вождь), вокруг которых формировались отряды профессиональных воинов – дружины. В то же время важную роль играло народное ополчение – всеобщее воору- жение народа. Ополчение можно было собрать только при помощи веча – общего народного собрания, созывавшегося для решения важ- нейших вопросов. С ним были вынуждены считаться и князья.

Таким образом формировалась политическая иерархия, ставшая

основой системы управления, или властной структуры. Очагами фор- мирования управленческих структур на Руси стали города – центры племенных княжений. Их относительно раннее становление обуслови- ло развитие торговли. Города располагались, как правило, на речных торговых путях, которые и связывали населенные славянами земли не только экономически, но и политически. Первыми известными горо- дами стали Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Чернигов.

Духовные предпосылки. Значительная роль в формировании го- сударства как единого сообщества принадлежит духовной культуре, в первую очередь языку и религии. Язык Древней Руси имеет славян- ское происхождение. Он служил одним из главных средств коммуни- кации для целого ряда племенных объединений: полян (район Киева); древлян (их северные соседи); северян (Новгород); вятичей (волжско- окское междуречье); радимичей (запад, р. Десна); дреговичей (Бело- руссия); полочан (р. Западная Двина, Полоть) и т.п. В славянском языке очевидны следы влияния языков и культур соседних народов. К заимствованиям из иранских языков южных соседей – скифов, сар- матов – можно отнести такое важное для русского народа слово и по- нятие, как «бог» в переводе «господин» (отсюда – богатый, бога- тырь). Иранское наследие обнаружилось и в области языческой рели- гии. Например, заимствован славянами Хорс – бог солнца; Симаргл – священная птица; таинственное и могущественное божество Див или Диво (от иранского «дайв»). Происходящие от этого корня слова со- хранились в современном русском и в украинском языках (удивлять- ся, дивиться).

Есть в русском языке следы и угро-финского влияния. Например, слова «пурга», «вьюга». Богиня Мокошь, или Макошь (богиня Земли, покровительница урожая, домашнего хозяйства), была общим объек- том поклонения у соседствовавших славянских (вятичи) и угро- финских племен (муромы, мещери). В.О. Ключевский насчитывал


около 60 слов, воспринятых славянами у финно-угорских народов. Но поскольку они находились на более низком, по сравнению со славяна- ми, уровне развития, то их культурное влияние было незначительным.

В религиозном отношении славяне, как и многие народы в дан-

ный период, были язычниками (от древнерус. «язык» – народ), по- клонявшимися природным стихиям, космосу, культам предков. Язы- чество (политеизм – многобожие) – ранняя форма духовно-практи-

ческого освоения мира. У каждого племени было множество различ-

ных божеств, но можно выделить и общие для всех славян и ряда не- славянских племен объекты поклонения. Например, отношения чело- века и окружающей природы отражали бог скотоводства Велес, боги-

ня плодородия Мокошь (у финно-угорских племен также). Отноше-

ния людей с природными стихиями отражали бог грозы и молнии Перун (считавшийся главным богом); бог солнца Даждь-бог; бог вет- ра Стрибог и другие божества. Отношения внутри рода регулировали

Род (на род, при род а), Рожаница, Берегиня, Лада (богиня любви).

В целом верования отражали сложную систему миропредставлений, в которых нашли выражение накопленный опыт, традиции, позитивные знания, нравственные нормы славян и их ближайших соседей.

Важное место среди предпосылок занимает возникновение горо-

да Киева. Время его основания летопись «Повесть временных лет» относит к эпохе правления византийского императора Юстиниана (527–565 гг.). Из Византийских источников мы и получаем сведения о

Киеве и деятельности первых русских князей.

Выдвижение Киева на первое место объясняется прежде всего его выгодным геополитическим положением. Город был расположен в среднем течении Днепра, на высоком берегу реки, на господствую-

щей над степью высоте, что защищало его долгие годы от нападений

кочевников. Все устья притоков впадали в Днепр выше Киева, кото- рый таким образом запирал все речные пути из четырех крупнейших восточно-славянских племенных союзов. По Днепру через Киев с

конца VIII в. проходил важный торговый путь «из варяг в греки», свя-

завший север и юг Великой Русской равнины. Такое благоприятное положение город сохранял на протяжении шести столетий, не слу- чайно став центром первого русского государства.

Становлению государственности способствовал не только юж-

ный центр - Киев, но и северный – Новгород, сыгравший в конечном итоге решающую роль. В 862 г. в городе появился варяжский князь Рюрик. Из «Повести временных лет» мы узнаем о призвании новго-

родцами князя с дружиной для правления, так как «наряда (порядка)

у нас нет».


Это обстоятельство послужило впоследствии основанием для создания «норманнской теории» возникновения русского государст- ва. Согласно этой теории (автор И. Шлецер, иностранный член Рос- сийской академии наук в середине XVIII в., немец по происхожде- нию), славяне в силу низкого уровня развития не могли самостоя- тельно создать государство. Однако, как уже известно, в Новгороде (и других городах) к концу IX в. уже сложилась собственная система управления, иначе зачем было приглашать правителя. И в целом го- сударство – сложнейшая система, которая формируется внутри сооб- щества. Создать ее извне, при отсутствии внутренних предпосылок, невозможно. Можно только ускорить (или замедлить) процесс, что и происходило в разных регионах Европы в раннем средневековье.

Приглашение иноземных дружин (наемного войска) было обыч- ной в средневековой Европе практикой вплоть до периода формиро- вания централизованных государств. Варяжские (норманнские – «се- верные люди», в переводе на рус. яз. – как называли северных гер- манцев или скандинавов в Западной Европе) дружины играли в этом процессе именно такую роль. На севере современной Франции воз-

никла Нормандия (выходец из которой Вильгельм Завоеватель в XI в. положил начало современной Англии), на юге Европы примерно в этот же период – Сицилийское королевство норманнов. В самой Скандинавии процесс государствообразования только начинался: в конце IX в. формировалось первое государство в Скандинавии – Нор- вегия. Поэтому, находясь примерно на одном уровне развития со сла- вянами, норманны не могли значительно повлиять на этот процесс. (Сегодня не имеет существенного значения этническое происхожде- ние первого русского князя. Тем более что на протяжении веков на Руси шла ассимиляция множества этнических компонентов. Но имеет значение политический и даже нравственный аспект «норманнской теории» – стремление возвыситься над Россией, помешать ее сближе-

нию с Западной Европой).

Через два десятилетия, в 882 г., родственник (или его дружин- ник) уже умершего к тому времени Рюрика князь Олег совершил сложный поход из Новгорода в Киев. Убив киевских правителей Ас- кольда и Дира, варяжский князь захватил киевский престол. Тем са- мым формально были объединены север и юг и положено начало правлению династии Рюриковичей на Руси. Таким образом, решаю- щим субъективным фактором создания государства явилась деятель- ность русских (варяжских) князей, стремившихся объединить под


своей властью родственные по языку и культуре племена в первую очередь с целью сбора дани. В качестве компенсации князья предла- гали обложенному данью населению свою защиту от постоянных и разорительных набегов агрессивных соседей. Необходимость защи- ты от внешних угроз принято считать основным внешнеполитиче- ским фактором государствообразования.

Таким образом, первое русское государство возникло на основе сложного комплекса хозяйственно-культурных, этнических, духов- ных предпосылок. Варяжские князья со своими дружинами играли роль организующего элемента в этом процессе.

Киевская Русь в своем развитии претерпела серьезные измене- ния. Чтобы проследить динамику этой жизни, необходимо выделить главные события, расставить хронологические вехи. (Периодизация предложена выдающимся ученым, исследователем древней истории Руси Б.А. Рыбаковым).

Первый этап проходит с конца VIII до конца IX вв. Неизвестный персидский автор того периода сообщает о существовании на Руси класса «рыцарей-всадников». Германская хроника 839 г. повествует о

народе русов, глава которого именует себя восточным титулом «ха-

кан» (или каган), почти равным императорскому.

Второй этап (882–912 гг.) отмечен правлением князя Олега, объединившего земли новгородского севера и киевской лесостепи и ставшего, таким образом, князем первого русского раннефеодального государства, занимавшего всю территорию Великой Русской равни- ны. Утвердившись в Поднепровье, в 907 г. Олег предпринял поход в Византию. Война закончилась подписанием мирного договора, в ре- зультате которого была достигнута важная цель – русские купцы по- лучили право беспошлинной торговли.

Третий этап (912–1054 гг.) – кульминационный пункт в разви-

тии раннефеодального государства. О событиях этого периода мы узнаем прежде всего из «Повести временных лет». Русь вышла по-

бедительницей из столкновения со степными кочевниками, варяга-

ми; отстояла самостоятельность в борьбе с Византийской империей. На этот период приходится и правление преемника Олега князя Иго- ря (912–945 гг.), который продолжил укрепление отношений с Визан- тией. Свидетельство тому – договор 944 г. Но его деятельность вошла в историю главным образом в связи с трагическим финалом его жизни. Собирая дань с подвластного племени древлян, Игорь многократно пре- высил обычные нормы (пусть и произвольно установленные). Возму-


щенные древляне убили князя. Его супруга княгиня Ольга (945–964 гг.) жестоко отомстила древлянам, о чем также поведал автор летописи. Однако сбор дани был все же упорядочен. Ольга установила «оброки и дани» (размеры налогов), «погосты» как места стоянки князей во вре- мя сбора дани. Предпринятые княгиней шаги явились существенным вкладом в совершенствование государственной системы.

Внешнеполитические проблемы наиболее успешно решал сын Игоря князь Святослав (964–972 гг.), храбрый и мужественный пол- ководец. Он нанес тяжелое поражение хазарам, долгие годы беспоко- ившим славян; победил северокавказские племена ясов и касогов. Разгромил волжских булгар. По просьбе византийского правительст- ва в 967 г. завоевал славянскую Болгарию на Балканах. Однако уси- ление Руси не входило в планы византийских правителей. Святослав был вынужден вернуть Болгарию Византии, а по дороге домой в Киев в 972 г. погиб в засаде печенегов (предупрежденных византийцами, как принято считать).

Самым значимым на данном этапе стало правление князя Вла-

димира Святославовича (980–1015 гг.), ставшего настоящим рефор- матором раннефеодальной поры. Прежде всего Владимир вошел в ис- торию введением новой идеологии и религии – православия, укре- пившего духовное единство государства. Укреплению политического единства способствовало создание системы оборонительных рубежей в целом ряде русских городов, расположенных по Днепру. Героиче- ская эпоха Владимира была воспета и в летописи, и в русском фольк- лоре. Легендарные образы Владимира Красное Солнышко и былин- ных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича призваны были олицетворять политическое, социальное единство Древней Руси. Это была скорее нарочитая демонстрация приверженности традициям уходящей эпохи военно-дружинной де- мократии, чем реальное положение дел в условиях углубления соци- альной дифференциации.

Наивысший расцвет Руси приходится на правление Великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), продолжившего традиции Владимира Святославовича по укреплению государства, формированию его единого социокультурного пространства.

К первой половине века относится зарождение на Руси фило- софской мысли, ярким образцом которой стал замечательный труд, выдающееся философско-религиозное произведение первого русско-

го митрополита Илариона, поставленного Ярославом без согласова-


ния с Византийским патриархом, «Слово о законе и благодати». Бла- годаря культурным связям с Византией и Европой просвещение на Руси было широко распространено, о чем свидетельствуют, в частно- сти, известные археологические находки – берестяные письмена – в древнем Новгороде.

От этой эпохи сохранились общегосударственные и правовые

документы – договоры с греками и немцами, уставы о церковных су- дах. Высоким уровнем законотворчества отличается правовой кодекс Ярослава «Русская Правда» - замечательный памятник феодального

«княжего» права. При Ярославе Мудром было собрано большое ко- личество переписчиков и переводчиков (с греческого на славянский язык) книг. Создавалась система светских и церковных школ для

обучения на Руси и за границей. Был создан центр летописания –

Киево-Печерский монастырь ( вероятно, 1051 г.). Со смертью Яросла- ва Мудрого заканчивается эпоха относительно целостного существо- вания Киевской Руси.

Четвертый период (1054–1093 гг.) характеризуется накоплени-

ем социально-политических противоречий, подготовивших феодаль-

ную раздробленность. Вместе с тем это был период накопления по- тенциала, развития производительных сил, роста городов, развития ремесла и торговли; перехода от коллективного родового к более

производительному индивидуальному труду. В 1095 г. русские князья

на съезде в г. Любече постановили: «Каждо да держит свою отчину», провозгласив фактически политическую независимость. Она не пре- пятствует, а скорее способствует активизации творческих сил народа,

обусловившей культурный взлет в конце XI–XII вв. в разных частях

некогда единого государства – в Киеве и Чернигове, Новгородско-

Псковской земле, во Владимиро-Суздальском княжестве.

Пятый период (1093–1132 гг.) связан с новым объединением русских земель на период половецких вторжений. Борьбу возглавил внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053–1113–1125 гг.).

В период его правления Киевская Русь достигла апогея в своем раз-

витии. Владимиру II Мономаху (его матерью была византийская принцесса Мария, дочь императора Константина) пришлось долгие

годы ликвидировать опасность половецких нашествий, реализуя в

новых условиях идею единства русских земель перед лицом внутрен- них и внешних врагов. Укрепление единства и независимости русско- го государства включало не только борьбу, но и установление эконо-

мических, политических, династических связей с иностранными го-

сударствами и иноплеменными сообществами.


Молодое динамично развивающееся государство росло и укреп- лялось, устанавливая связи с Европой. Европейские государи также стремились к заключению династических браков с русским княжеским домом. Яркой демонстрацией политического авторитета Руси стали браки Ярослава Мудрого с дочерью шведского короля Олафа; его сы- новей – с дочерьми польского короля Мешко II и византийского импе- ратора. Дочери стали королевами Венгрии, Дании, Норвегии и Фран- ции. Не менее красноречивыми были брачные связи Владимира Мо- номаха и его детей. Великокняжеский род Киевской Руси стал состав- ной частью европейской династической системы, а государство – не- отъемлемой частью цивилизованного христианского мира той поры.

Важное место занимали отношения с Великой Степью – коче- выми народами юга и юго-востока страны. Это были не только упре- ждающие удары с целью охраны границ от нападений, грабежей, но и привлечение кочевников к совместной охране границ. Русские князья пытались стабилизировать ситуацию и с помощью заключения род- ственных браков (русские князья, как правило, брали в жены пред- ставительниц социальной элиты степняков, но никогда не выдавали замуж своих дочерей и сестер). Однако в период раздробленности эти отношения слабо помогали. Кочевники свободно проходили по рус- ской земле, «воююче села и города».

Ввиду половецкой опасности Владимиру Мономаху удалось на время (1113–1125 гг.) объединить разрозненные княжества. Однако чуть отступила опасность, естественные процессы обособления во- зобновились. Со смертью сына Владимира Мономаха Мстислава (1132 г.). Киевская Русь раскололась окончательно и прекратила свое существование: «И раздрасся вся Русская земля», – с горечью повест- вовал летописец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: