Нестяжатели и осифляне

В 70-е гг. ХV в. сначала в Новгороде, а затем в 80-е гг. в Москве распространилась ересь. Еретические течения и движения представ- ляли собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке.

Особую известность получила ересь антитринитариев. Её после-

дователи отрицали не только догмат о троичности бога, но и святость Богоматери, необходимость поклонения иконам и, наконец, необхо- димость самого института церкви для общения человека с богом. Вы- ступали они и против церковного землевладения. В идеологии этого

направления видны черты западно-европейских реформационных те- чений. И если большинство участников новгородской ереси принад- лежало к низшему духовенству и простонародью, то в Москве её под-


держали и более влиятельные лица из окружения Ивана III (например, дьяк Федор Курицын). На церковном Соборе 1490 г. еретики были прокляты, отлучены от церкви, а позднее казнены.

И всё же проблемы взаимоотношений с великим князем, вопрос о судьбах церковного землевладения продолжали серьёзно беспоко- ить высшее духовенство. Внутри церкви появились течения, по-

разному решавшие эти важные вопросы. Одни считали, что авторитет церкви надо поднять путём строгого исполнения духовенством пра- вил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Это были так на- зываемые нестяжатели, «заволжские старцы», возглавляемые Нилом

Сорским. Нил осуждал стяжение церковью богатств, в том числе вла- дение населёнными землями, проповедовал уход от мира с его «зло- смрадием», с людьми, погрязшими в разврате и обуреваемыми стра- стями. Свои воззрения Нил Сорский изложил в «Уставе о жительстве

скитском». В 1503 г. церковный Собор впервые услышал пламенную речь Н. Сорского, направленную против церковного землевладения.

Нестяжателям противостояла другая группа церковных деяте-

лей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Возглавил это течение Иосиф Волоцкий

(Иван Санин в миру). По его имени течение называлось осифляне.

Они требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими,

однако не могли не признать необходимости некоторых преобразова-

ний, в первую очередь в отношении монашества. Иосиф Волоцкий предлагал установить строжайшую дисциплину и соблюдать внешнее благочиние в монастырях, но признавал необходимым сохранение монастырского землевладения, считал, что только сильная и богатая

церковь может выполнять свои функции. Он выступил на церковном Соборе 1503 г. против «нестяжателей» по вопросу об отказе церкви от землевладения и был поддержан большинством. «Нестяжатели» потерпели поражение.

После смерти Ивана III Иосиф Волоцкий стал верной опорой нового великого князя Василия III. Он и его сторонники взяли на себя

миссию идеологического обоснования самодержавия. Они развивали идею божественного происхождения великокняжеской власти, кото-

рая, таким образом, приравнивалась к власти других европейских го-

сударств. В свою очередь, великокняжеская власть, ранее поддержи- вающая нестяжателей, предоставила церкви широкие иммунитетные привилегии. В стране сохранялась самостоятельная, в экономическом отношении богатейшая церковная организация со своей системой ад-


министрации, суда, управления. Это было начало тупика в развитии реформационного движения в России. Однако сила идеологического воздействия, которым обладала тогда церковь, оказала немалую по- мощь в укреплении самодержавной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: