Внутренняя политика. В напряженной социально-политической обстановке советскому правительству приходилось решать трудные задачи по установлению советской власти

В напряженной социально-политической обстановке советскому правительству приходилось решать трудные задачи по установлению советской власти, формированию политической системы общества, про- ведению новых социально-экономических преобразований. К середине ноября 1917 г. Советы взяли власть в 20 губернских городах, а к концу месяца – почти во всей центральной России. В ноябре–декабре советская власть установилась в ряде крупных городов Сибири (Красноярске, Омске, Иркутске и др.) и на Дальнем Востоке. В марте 1918 г. – на Камчатке. Но одновременно наблюдался распад страны. В ноябре

1917 г. была принята «Декларация прав народов России», которая провозгласила равенство и суверенность народов, их право на само- определение и образование самостоятельных государств. Регионы, исторически тяготевшие к западному типу развития, не приняли со- ветского выбора. В декабре 1917 г. была провозглашена независи- мость Финляндии*. 18 декабря РСФСР официально ее признала. Че- рез 10 дней после признания независимости, 28 декабря, в Финляндии началось восстание рабочих. Оно было инспирировано большевика- ми, поддерживалось всеми способами, включая доставку оружия. Однако правительство Финляндии обратилось за поддержкой к Гер- мании и в мае 1918 г. с помощью Германии подавило восстание. Финляндия однозначно предпочла западный вариант развития, реши- тельно отказавшись от советского выбора. Польша после окончания Первой мировой войны осенью 1918 г. также стала независимым го- сударством западного типа. Попытки большевиков реализовать тот

* В 1809 г. в результате русско-шведской войны (1808–1809 гг.) присоединена к России.


же сценарий, что и в Финляндии, ничего не дали. Польша отвергла советский выбор. Благодаря революционным солдатам и матросам, а также при активном участии латышских стрелков была провозглаше- на советская власть в неоккупированной части Прибалтики – это Эс- тония и часть Латвии. Но просуществовала она недолго. В феврале

1918 г. началось наступление немецких войск, и советская власть па-

ла. После поражения Германии в мировой войне Литва, Латвия, Эс- тония провозгласили свою независимость. Кавказ также не принял советской власти. Там возникали и распадались государственные об- разования, шла сложная борьба за самоопределение. В мае 1918 г. об- разовались независимые государства – Грузия, Армения, Азербай- джан. В Бессарабии* была объявлена Молдавская народная респуб- лика, во главе которой стал Краевой Совет. В феврале 1918 г. он при- нял решение о присоединении к Румынии. В Крыму татарская партия

«Милли-фирла» создавала правительственные органы и формировала татарские части. Выбор Белоруссии и Украины был по существу со- ветским, но в своей национальной форме. Украина, например, реши- тельно отказалась признать Совет Народных Комиссаров и русифи- цированные Советы на местах, где заправляли большевики, но под- держала свои, национальные Рады (Советы), которые возглавляли ук- раинские социал-демократы и эсеры.

Большевики, опираясь на русскоязычное население, начали от- крытую войну против Украины. В феврале 1918 г. была провозгла- шена советская власть на Украине. Однако вмешалась Германия, ко-

торая создала подконтрольный ей режим гетмана Скоропадского.

Могучая держава, включавшая огромную территорию на двух континентах, распалась, произошла полная дезинтеграция страны. Она была охвачена пожаром Гражданской войны.

В этих условиях большевики приступили к грандиозному пре- образованию России. В конце 1917 – начале 1918 гг. одновременно с ликвидацией старых органов власти шло создание нового государст- венного аппарата. Напомним, что высшим законодательным органом был провозглашен съезд Советов. В перерывах между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Первым его председателем был Л.Б. Каменев (вскоре его сменил Я.М. Свердлов). Высшим исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров. Председателем СНК стал В.И. Ленин.

* Бессарабия – ныне основная часть территории Молдавии и южная часть Одесской области.


Была распущена милиция Временного правительства и создана рабо- че-крестьянская милиция, ликвидирован старый суд и создан новый, народный. Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, принятой на V съезде Советов в июле 1918 г.

Складывавшаяся на практике государственно-политическая сис-

тема резко расходилась с первоначальными представлениями боль-

шевиков о «государстве диктатуры пролетариата», пронизанными духом революционного романтизма. До октября 1917 г. Ленин гово- рил о ликвидации специального аппарата насилия и замене кадровой армии «прямым вооружением всего народа». Однако угроза потери власти заставила большевиков уже в декабре 1917 г. создать кара- тельный орган – Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Она обладала неограниченными правами: от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в ис- полнение. К середине 1918 г. взамен старой армии формируются Ра- боче-Крестьянская Красная Армия и Рабоче-Крестьянский Красный Флот на добровольной основе.

В дооктябрьский период Ленин не раз выражал твердую уверен-

ность в способности народных масс непосредственно через Советы осуществлять управление государством. А это, с его точки зрения, де- лало ненужным особый слой чиновников, институты парламентского типа, разделение законодательной, исполнительной и судебной вла- стей и многие другие структуры демократического государственного устройства. Но и здесь практика разошлась с ленинским прогнозом.

Большая часть трудового населения была сразу же серьезно ущемлена в своем праве и возможности участвовать в реальном осу- ществлении власти. Большевики не ограничились тем, что лишили политических прав городскую и сельскую буржуазию, помещиков, чиновников, служителей церкви. Опасаясь проэсеровских симпатий крестьян, обнаружившихся при выборах в Учредительное собрание,

они ввели в Конституцию ряд особых статей. По ним при выборах в Советы и на съезды Советов устанавливались существенные пре- имущества для рабочего класса по сравнению с крестьянством. Про- летарии могли послать от равного числа избирателей в пять раз больше делегатов, чем сельские жители. Выборы в Советы были мно- гоступенчатыми при открытом голосовании, что дополнительно соз- давало целый ряд фильтров на пути движения делегатов от низших до высших органов советской власти. Население избирало лишь город- ские и сельские Советы.


Уже эти формально-юридические ограничения ставили под со- мнение идею «народоправства» через Советы. Но окончательно она сводилась на нет другими, более глубокими причинами. Сам Ленин говорил весной 1919 г.: «До сих пор мы не достигли того, чтобы тру- дящиеся, массы могли участвовать в управлении». Он объяснил это обстоятельство их «низким культурным уровнем», который «делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления че- рез трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата».

Однако сводить все к «российской специфике» (бескультурью) неверно. Исторический опыт свидетельствует: в странах, где отказы- ваются от принципов классической представительной демократии с разделением власти на три самостоятельные ветви, какими бы внеш- не привлекательными мотивами при этом ни руководствовались, не- избежно происходит отторжение народных масс от любой формы участия в управлении, создаются условия для концентрации государ- ственной власти в руках какой-либо одной, находящейся вне контро- ля общества, группы или слоя людей. Что касается «передового слоя пролетариата», то большевики всегда рассматривали в этом качестве только себя, свою партию, «диктатура пролетариата» в нашей стране с самого начала осуществлялась через узкий слой, практически цели- ком сконцентрированный в рядах компартии.

В Конституции РСФСР 1918 г. провозглашались переход основ-

ных средств производства в собственность народа в лице государства,

«полное устранение деления общества на классы, установление со-

циалистической организации труда». Это означало, что процесс лик-

видации класса собственников, рыночных структур, всего, что пред- ставляло западный тип, а также процесс тотального огосударствления общества получил законодательную основу.

В собственность государства сразу же после вооруженного вос- стания перешли те предприятия, которые и раньше ему принадлежа- ли: 2/3 железных дорог, судостроительные верфи, военные заводы и т.д. Были национализированы банки, ряд крупных компаний и гор- ных округов. Всего с ноября 1917 г. по март 1918 г. было национали-

зировано 836 предприятий: Путиловские заводы, компания «Элек-

трическое освещение 1886 г.» и др. Национализация проходила в ус- ловиях непрекращающегося падения производства, дисциплины и производительности труда.

Государственный контроль был введен в ненационализирован-

ном секторе экономики. Хлебная монополия означала государствен-


ный контроль за производством и распределением жизненно важного продукта. «Положение» о введении рабочего контроля СНК принял

14 ноября 1917 г. Рабочий контроль за производством мыслился как относительно кратковременный этап, необходимый для подавления саботажа буржуазии, для того, чтобы массы овладели управленче-

скими навыками. При этом на многих предприятиях контроль пере-

растал фактически в рабочее управление. Многие промышленники встретили рабочий контроль в штыки. Началась массовая остановка заводов и фабрик. Хаос и неразбериха на производстве усиливались и из-за некомпетентности рабочих контролеров.

Затем была введена монополия государства на внешнюю тор-

говлю, аннулированы огромные внутренние и иностранные государ- ственные займы, сделанные царским и Временным правительствами. С целью централизованного управления госсектором экономики ВЦИК декретом от 2 декабря 1917 г. учредил ВСНХ (Высший совет

народного хозяйства) – первый орган планирования и управления.

Весной 1918 г. страна переживала серьезный кризис, который на- шел отражение в недовольстве крестьянства, в резком ухудшении дел в области финансов, транспорта, снабжения, в нарушении межнацио-

нальных связей. Перед партией встал вопрос: сможет ли страна, ока- завшись перед лицом острейших социально-экономических проблем, продолжать углублять и расширять революционные преобразования?

Основные положения ленинского плана экономического строи-

тельства сводились к следующему: отказ от этапа «карательной» на- ционализации и «красногвардейской атаки» на капитал, характерных для первого, «чисто политического» этапа революции; укрепление отношений со средними слоями (на базе кооперации), активное ис-

пользование государственного капитализма, всех буржуазных эле-

ментов, готовых к сотрудничеству с советской властью.

Следует отметить, что уже в это время В.И. Ленин фактически приступил к созданию особой модели переходного периода. Через

три года, с окончанием войны, эти идеи легли в основу нэпа (новой экономической политики).

Первостепенной задачей советской власти являлось упрочение

союза с крестьянством, составлявшим большинство населения Рос- сии. Декрет о земле, принятый 26 октября 1917 г. Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, был составлен на основе крестьянских наказов. Правовые формулы как Декрета о зем- ле, так и принятого позже – уже в январе 1918 г. – по инициативе ле-


вых эсеров Закона о социализации земли исходили из того, что част- ная собственность на землю «отменяется навсегда», что земля пере- ходит в пользование всех трудящихся на ней на основе уравнитель- ности. Именно это содержание и вкладывалось в широко известный лозунг той поры «Земля – крестьянам».

Время с октября 1917 г. до лета 1918 г. – это период демократи-

ческих преобразований в деревне.

Новый этап во взаимоотношениях крестьянства и советской вла- сти начался с мая–июня 1918 г. Весной 1918 г. приступили к реализа- ции Декрета о земле. Многомиллионное трудовое крестьянство Рос- сии получило безвозмездно более 150 млн га земли, принадлежавшей

помещикам, буржуазии, монастырям, царской семье. Крестьяне осво-

бождались от ежегодных платежей за аренду земли, был ликвидиро- ван их трехмиллиардный долг банкам. Вместе с тем проведение в жизнь этого декрета вызвало усиление социальной напряженности в деревне, так как каждая социальная группа крестьян стремилась про- вести раздел земли в свою пользу. Советская власть выступила на стороне бедноты. В ответ зажиточные крестьяне, главные держатели

товарного хлеба, стали отказываться сдавать его государству. Поло-

жение с продовольствием резко обострилось.

Большевистское правительство попыталось сначала взять хлеб че- рез товарообмен с деревней. Но он не дал результатов вследствие не- хватки запасов промтоваров и сопротивления кулачества. Тогда новая власть, учитывая неизбежную, с ее точки зрения, перспективу перехода к нерыночной экономике, отказалась от поиска каких-либо иных спо-

собов взаимовыгодного сотрудничества с сельскими товаропроизводи-

телями и перешла к политике жесткого государственного давления на них. Начало ему положил Декрет о продовольственной диктатуре, при- нятый 9 мая 1918 г. Следует отметить, что монополия хлебной торгов- ли была введена еще царским правительством в 1916 г., но владельцы хлеба и торговцы бойкотировали эту чрезвычайную меру.

11 июня 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет СНК «Об организации и снабжении деревенской бедноты», в результате которого на селе созда-

вались комбеды (комитеты деревенской бедноты). Перед ними была по-

ставлена задача вести борьбу с зажиточными крестьянами – кулаками.

У зажиточного крестьянства стали изыматься хлебные запасы специально снаряженными продовольственными отрядами из рабо- чих и солдат, которые опирались на комбеды. Действия властей вы- звали глубокое недовольство всех держателей товарного хлеба, включая середняков.


Сегодня ряд исследователей по-иному оценивают деятельность комбедов. Они считают, что раскол деревни в сильнейшей мере был искусственным, внесенным городом, продотрядами. Деятельность комбедов вызывала недовольство крестьян вплоть до восстаний. Уже в конце 1918 г. они были распущены.

Изъятие земли у кулаков в комбедовский период само по себе не

давало никакого результата, так как крестьяне не могли освоить эту землю. По подсчетам А.В. Чаянова, только для обустройства 2 млн безземельных и 5 млн малоземельных хозяйств Европейской России требовалось 4 млрд золотых рублей. Таких денег у государства в тот период не было, не было и сельхозтехники. Последовательно шло ко- лоссальное разрушение производительных сил в сельском хозяйстве: сначала уничтожение помещичьего, а затем и крестьянского рента- бельного хозяйства. Голод был неизбежен.

Из первых декретов советской власти в социальной сфере надо отметить ликвидацию сословного деления общества, юридическое уравнивание в правах женщин с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят закон о 8-часовом

рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозгла- шалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от сис- темы образования. Большая часть церковного имущества была кон- фискована. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: