Социально-профессиональная направленность личности педагога

В процессе профессиональной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценно стное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической де­ятельности в самом широком её понимании в конеч­ном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя. Остановимся на рассмотрении понятий «личность» и «направленность».

С одной стороны, личность есть общественная сущ­ность человека, сформированная в определенной сис­теме отношений. С другой стороны, — это конкретный человек (педагог, например), представитель определен­ной социальной общности (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенным видом деятельности (преподаванием), осознавший свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности (Н.И.Конюхов, 1996).

Под направленностью личности мы понимаем мотивационную обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и пр.

Самоопределение учите­ля, содержащее смысл его жизни, обусловлено ориен­тацией личности в первую очередь на ценности педа­гогической деятельности, на широкую гамму гуманис­тических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнооб­разных педагогических задач, заинтересованностью са­мой педагогической профессией, склонностью ею за­ниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направлен­ностью активно включается в процесс профессиональ­ного самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического пове­дения, с осо­знанием к принятием неких профессиональных этало­нов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки окружающими своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности, а так­же профессионально значимых личностных качеств. Н.В.Кузьмина выделяет три основных типа направлен­ности, определяющих характер педагогической деятель­ности учителя: истинно педагогическую, формально педагогическую и ложнопедагогическую. Истинно педагогическая направленность личности состоит в ус­тойчивой мотивации на формирование личности уча­щегося средствами преподаваемого предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: