double arrow

Психогигиеническое значение психологического климата в коллективе


Спортивный коллектив — это всегда совокупность людей, главной чертой характера которых является стремление побеждать, быть первым, обладающих высоким уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха, часто и вне спорта.

Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, в котором он наиболее полно реализуют свои физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувстную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П.В.Симонов). Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. По данным Ю.Я. Рыжонкина (1976) чаще всего негативно переживают эту ситуацию игроки маргинального статуса, не входящие в основной состав, но постоянно готовящиеся к участию в игре. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутригрупповых отношений.

Самую главную группу составляет пара тренер — спортсмен. От тренера требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со спортсменом, умение найти те мотивационные струны характере спортсмена, которые бы позволили наиболее рационально управлять им. Тренер, врач команды, психолог и другие специалисты, работащие со спортсменами, должны внимательно следить за внутригрупповыми взаимоотношениями, вовремя устраняя конфликты[20].




Ровные отношения спортсменов в коллективе, исключают формирование мелких групп, объединенных нередко и мелкими| интересами,— важный фактор, оздоравливающий психологический климат. Не акцентирование спортивных заслуг, а поощрение спортсмена как личности — характерная черта здорового коллектива.

Психологический климат в спортивном коллектив - явление сложное и относится к так называемым социально-психологическим компонентам надежности деятельности спортивной команды. Однако именно социальный стресс (негативный психологический климат) является наиболее патогенным источником возникновения психосоматических расстройств и заболеваний у спортсменов. Для эффективного управления психологическим климатом нужен тренерский опыт, педагогическая подготовка, искусство наставника, воспитателя, психолога.

Контрольные вопросы и задания:

1.Что является главной задачей психогигиены?

2.Назовите основные причины психической дезадаптации в спорте.

3. Перечислите основные методы восстановления психической работоспособности.

4. Перечислите основные методы психопрофилактики неблагоприятных психических состояний.

5. Назовите основные факторы, влияющие на поддержание хорошего настроения.



6. Назовите основные группы психофармакологических препаратов в спорте и принципы их применения.

7. Какова психогигиеническая роль психологического климата в спортивном коллективе?

8. Какую роль играет психогигиена в работе тренера?

Рекомендуемая литература

6. Алексеев А.В. Система АГИМ. М. 1995

7. Алексеев А.В. Преодолеть себя. М.,2003.

8. Гиссен Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990.

9. Некрасов В.П., Худадов Н.А. и др. Психическая регуляция в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.

10. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М: Изд-во ДАР, 1995.

11. Сопов В.Ф. Эмоциональная саморегуляция: теоретические и прикладные аспекты. Самара. 2002.

12. Сопов в.ф. Психическая регуляция и биоритмы в спорте высших достижений // Журнал Спортивный психолог. Спец. выпуск. М., РГУФК, 2003.

13. Сопов В.Ф Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности.-М.: Академический проект.2005.








Сейчас читают про: