СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Введение | |
2. Тематический план | |
3. Содержание дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | |
5. Глоссарий | |
6. Информационное обеспечение дисциплины |
Введение
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология» (далее УМКД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий №20 по техническим специальностям, разработанной в соответствии с примерной программой. Дисциплина Биология относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по техническим специальностям.
Цель изучения дисциплины:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
|
|
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· объяснять единство живой и неживой природы,
· характеризовать причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
|
|
· решать элементарные биологические задачи;
· составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
· описывать особенности видов по морфологическому критерию;
· выявлять приспособления организмов к среде обитания,
· сравнивать биологические объекты и процессы) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
· анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
· строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
· сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины должны формироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Занятие с использованием учебного фильма, учебная дискуссия. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Самостоятельная работа, лабораторные работы, индивидуальные задания, выполнение письменных заданий, планирует деятельность в рамках заданных алгоритмов, анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Самостоятельная работа, лабораторные работы, индивидуальные задания, выполнение письменных заданий, самостоятельно задаёт критерии для анализа решения задачи на основе заданного алгоритма, планирует контроль своей деятельности в соответствии с заданным алгоритмом и определённым результатом, планирует результат на основе заданных критериев оценки, указывает причины успеха и неудач в решении задач по химии. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Индивидуальные задания, лабораторные работы, презентации к урокам, самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, извлекает необходимую информацию в соответствии с задачей, систематизирует и обрабатывает ее. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Защита проектов, самостоятельная работа, презентации к урокам, умеет пользоваться ИТ- ресурсами в рамах дисциплины. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Защита проектов, самостоятельная работа, презентации к урокам, обладает навыками ведения эффективного монолога, диалога, группового общения и взаимодействия. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Защита проектов, самостоятельная работа, лабораторные работы, презентации к урокам. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Защита проектов, работа с учебником, самостоятельная работа, презентации к урокам, поиск информации по интернету. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Учебная дискуссия, работа с учебником, поиск информации по интернету. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Обладает навыками ведения эффективного монолога, диалога, группового общения и взаимодействия. |
ОК 11. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия | Выступление на классных часах, посещение объектов исторического наследия, участие в творческих кружках. |
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Участие в спортивных мероприятиях, участие в работе спортивных секциях. |
В ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум» на дисциплину «Биология» по техническим специальностям отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки и 39 часов самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами 2 точек рубежного контроля. По итогам изучения дисциплины дифференцированный зачет.
|
|
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | |
самостоятельная работа студента (всего): изучение теории, подготовку к промежуточной аттестации. | |
Итоговая аттестация в форме | Дифференцированный зачет |
|
|