Категория «бюджет» в зарубежной финансовой науке

Особо опасные болезни растений — это нарушение нормального обмена веществ растения под влиянием фитопатогена либо неблагоприятных условий среды, при­водящее к снижению продуктивности растений и ухудшению качества семян (пло­дов) или к полной их гибели.

Эпифитотия — это распространение инфекционных болезней растений на значительные территории в течение определенного времени. Эпифитотии могут вызываться грибами, фитофторами, спорыньей и др.

Наиболее вредоносные эпифитотии отмечаются в годы с мягкой зимой, теп­лой весной и влажным прохладным летом. Урожай зерна часто снижается до 50 %, а в годы с благоприятными для гриба (фитофторы, спорыньи) условиями недобор урожая может достигать 90-100 %

Фитофтороз картофеля — широко распространенное вредоносное заболе­вание, приводящее к недобору урожая из-за преждевременной гибели поражен­ной ботвы в период образования клубней и массового их гниения в земле.

Возбудитель фитофтороза — гриб, который в течение зимы сохраняется в клуб­нях. Он поражает все наземные органы растений. Заболевание выявляется, как пра­вило, во второй половине лета. Потери урожая достигают 15-20 % и более.

Желтая ржавчина пшеницы — вредоносное распространенное грибковое заболевание, кроме пшеницы поражающее ячмень, рожь и другие виды злаков. В основном заражение происходит при наличии влаги и температуре +10...+20 °С. В районах с сухим и жарким климатом это заболевание встречается очень редко.

Стеблевая ржавчина пшеницы и ржи — наиболее вредоносное и распро­страненное заболевание хлебных злаков, чаще всего поражающее пшеницу и рожь. Возбудитель заболевания — гриб, уничтожающий стебли и листья растений, обла­дает высокой плодовитостью, поэтому заболевание распространяется очень быст­ро, за короткое время поражая большие площади посевов. Наиболее опасные оча­ги стеблевой ржавчины пшеницы и ржи находятся на Кубани и в Ставропольском крае.

Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1 Категория «бюджет» в зарубежной финансовой науке

2.2 Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах

2.3 Функции государственного бюджета зарубежных стран

2.4 Экономическое содержание доходов бюджета и их классификация

2.5 Сущность расходов государственного бюджета и их классификация

2.6 Методология статистики государственных финансов

2.7 Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия

Категория «бюджет» в зарубежной финансовой науке

История развития финансовых и бюджетных отношений свидетельствует, что бюджет не является институтом, прису­щим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не предполагало бюджета. Однако во всех европейских государствах собирались доходы и производи­лись расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах система доходов и расходов, так как ведение финансового хозяйства предполагает сбор доходов, с одной стороны, и расходование средств – с другой. Сколько существует финансовое хозяйство, столько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области как до­ходов, так и расходов.

Бюджет появляется не тогда, когда го­сударство производит расходы и добывает необходимые для это­го средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало: составляет смету доходов и расходов на опре­деленный период.

В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.

Основы формирования государственного бюджета, по мнению большинства историков и экономистов, были заложены в Англии в XVII в. Когда палата общин в XVI – XVII вв. утверж­дала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это на­зывалось открытием бюджета (от англ. budget – сумка казначея, мешок с деньгами), позже название портфеля было пе­ренесено на самый документ. С конца XVII в. бюджетом стал на­зываться и тот документ, содержащий утверждаемый парламен­том план доходов и расходов государства. С 1689 г. Билль о правах окончательно закрепил за парламентом право утвержде­ния всех государственных доходов и расходов, т. е. право утверж­дать бюджет.

Во Франции порядок утверждения бюджета парламентом был закреплен и получил свое развитие только со времени Великой французской революции после введения конституции 1791 г. С этого времени утвержде­ние бюджета народным представитель­ством начало входить в жизнь всех европейских народов.

Глубокие перемены, которые произошли в конце XVIII – на­чале XIX вв. в области политики, в социальных отношениях (об­разование США как не зависимого от Англии государства, Вели­кая французская революция и военные события) и в эконо­мической сфере (отмена различных привилегий, применение пара в производстве, другие важные технические изобретения и т. д.), выз­вали сильное напряжение в финансовой сфере и повлекли за со­бой коренные перемены в государственном хозяйстве.

Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. В этих усло­виях возник вопрос о планомерной деятельности. Средством достиже­ния такой планомерности явился государственный бюджет, который пре­вратился в необходимое условие развитого государственного хо­зяйства.

В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: