Возникновение проблемы и становление теории супружеской совместимости

В условиях жесткого социального и религиозного регулирования брачно-семейных отношений в рамках традиционного общества естественные, инстинктивно-биологические, механизмы подбора супругов или притупились и атрофировались, или же не имели возможности проявляться. Проблема любви стала больной проблемой. Вот тогда-то, вероятно, вопросы супружеской совместимости и стали постепенно интересовать науку и ученых. С тех пор варьировалась только индивидуальная острота этой проблемы и степень осознания ее общественной значимости.

Для эпохи жесткого, домостроевского в обыденном понимании этого слова патриархата, в рамках которого роль женщины не превышала значения более или менее ценного детородного агрегата, проблема совместимости супругов существовала лишь в ее, так сказать, физиологической ипостаси на неосознанно-индивидуальном уровне. А понятие «счастливый» и «несчастливый» брак отражало лишь наличие или отсутствие в семье детей - наследников имущества мужчины. Впервые в ранг общественной значимости её подняли идеологи утопического коммунизма, увлеченные перспективой создания счастливого человека методами государственного регулирования. Так, еще Платон, говоря об условиях удачного супружества, заметил, что «от природы всякий человек в какой-то степени склонен к тому, что всего более с ним сходно». И, озабоченный больше интересами целого (государства), нежели его малой части (индивида), сетовал: «Отсюда по всему государству возникает несоответствие, как имущественное, так и в отношении нравов». Эту проблему Платон рекомендовал решать методами убеждения, справедливо полагая, что законодатель возбудил бы смех, если бы стал «принуждать вступать в брачное общение живые характеры и медлительные»[169]. Но опасность быть осмеянным не остановила идейного последователя Платона Т.Кампанеллу, который предлагал подбирать супружеские пары по принципу анатомического и психологического контраста. Мужчин «резких, быстрых, беспокойных и неистовых» Кампанелла советовал сочетать «с женщинами полными и кроткого нрава,...дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга»[170]. Так понятая проблема супружеской совместимости больше походила на селекцию животных, поэтому советы первых идеологов коммунизма вряд ли могут привлечь внимание и снискать доверие у наших современников. Они интересны разве что в качестве курьезного исторического анекдота.

Когда пали наиболее жесткие религиозные оковы любви и брака, молодые люди оказались совершенно беспомощными перед проблемой выбора брачного партнера. Изменилась к тому же и функциональная нагрузка современного брака. Жизненная задача продолжения рода для людей ХХ века уже не является однозначно доминирующей. Как пишет И.С.Кон, «постепенно, по мере совершенствования человеческой чувственности, рекреативная функция приобретает самостоятельное значение, повышается избирательность к сексуальным объектам, появляется эротизм, культ чувственного наслаждения»[171]. То, что природой было изобретено в качестве средства для обеспечения лучшего потомства, люди превратили в самоцель. Спрос, как известно, порождает предложение. Лавинообразно стало расти количество эротико-сексологической литературы не только развлекательного, но и инструктивного характера. Правда, все многочисленные сексологические рекомендации западных специалистов в этой области вряд ли добавили что-то новое к эротической культуре Востока, насчитывающей тысячелетнюю историю. Европа же, только ещё выходившая в то время из аскезы фундаменталистского христианства, взирала на прихоти собственного тела с интересом подростка. Философско-концептуальных высот этот растворенный в общественном сознании интерес достиг в учении Зигмунда Фрейда. Фрейд открыл европейскому человеку «либидо» - половое влечение как изначальный источник социальной мотивации и поведения индивида. После II Мировой войны на Западе началась шумная эра сексуальной революции. Она привлекла более пристальное внимание ученых к сексуальным проблемам супружеской жизни. Теория брачной совместимости приобрела еще одно измерение. И, как часто бывает, это новое измерение стали расценивать как главную и единственную причину семейных неурядиц. Первичным половым признакам и технике секса придали значение основы семейного счастья, а сексуальной совместимостью подменили всю многофакторную проблематику супружеской гармонии. Часть заслонила собой целое. В концепции З.Фрейда удовлетворение инстинктивных потребностей приобрело значение первоосновы и важнейшего условия не только супружеского счастья, но и духовного здоровья вообще. Однако современные «клинические факты показывают, - пишет Эрих Фромм, - что мужчина (или женщина), которые посвящают свою жизнь неограниченному сексуальному удовлетворению, не достигают счастья и очень часто страдают от острых невротических конфликтов или симптомов. Таким образом, - констатирует Э.Фромм, - полное удовлетворение всех инстинктивных потребностей не только не дает основы для счастья, но даже не гарантирует психического здоровья»[172]. Согласно нашим собственным данным, влияние фактора сексуальной гармонии супругов на детородный потенциал женщин (а это можно считать одним из важнейших критериев семейного благополучия) в два раза слабее влияния фактора супружеской духовной гармонии. Разумеется, мы далеки от недооценки сексуальных проблем, из-за которых, по свидетельству известных теоретиков и практиков укрепления брака В.Владина и Д. Капустина, распадается от трети до половины всех семей[173]. Они же, кстати, приводят еще один аргумент в пользу значительно большей значимости (во всяком случае, для женщин) духовной гармонии по сравнению с самой изощренной техникой секса. При хороших супружеских отношениях, считают В. Владин и Д. Капустин, женщины в четыре раза чаще испытывают оргазм, нежели при плохих[174]. Преувеличение сексуального фактора в западной науке и общественном мнении середины ХХ века можно считать закономерной реакцией на бывший до тех пор запретным плод чувственного наслаждения. Показательна в этой связи судьба основателя знаменитого «Плейбоя» Хью Хефнера. Его родители были настолько строгими пуританами, что не решались даже обняться в присутствии своих детей. Зато Хью уж дал волю своим чувствам, став к тому же печатным выразителем веками подавляемых сексуальных фантазий. Не менее поучительна, однако, и вторая часть его жизненного пути. После 40 лет пропаганды свободного секса Хефнер стал примерным семьянином, хранящим неукоснительную верность своей молодой жене.

После того, как волны сексуальной революции на Западе вошли в более-менее спокойное русло взвешенного общественного и индивидуального восприятия, сексуальная совместимость стала занимать одно из мест в ряду других аспектов супружеской совместимости. К числу последних относятся совместимость психологических типов, темпераментов, уровней и направленностей умственного развития, нравственных ценностей, интересов и потребностей, политических и религиозных ориентаций, а также важнейших социально-демографических характеристик: статуса, образования, возраста, профессионально-квалификационного уровня, материальной обеспеченности и т.п. Этот перечень может быть продолжен сколь угодно долго, поскольку семейная жизнь имеет ровно столько граней, как и сама жизнь. Однако конкретная исследовательская задача, основные параметры которой, как правило, ограничены дефицитом времени и средств, предполагает выделение основных, доминирующих, определяющих факторов брачной совместимости. Количество и набор этих факторов зависит от предпочтений и возможностей того или иного исследователя. Одни ученые с большей тщательностью изучают факторы физиологического класса, другие предпочитают психологию, третьи - сексологию совместимости, четвертые отдают предпочтение нравственным, мировоззренческим сторонам взаимодействия супругов. Очень многие из исследователей провозглашают необходимость комплексного подхода при изучении брачной совместимости, однако до сих пор на этом пути сделано, как отмечает Ю.Б.Рюриков, «микроскопически мало»[175].

Создание теории комплексной совместимости брачных партнеров - дело, очевидно, не одного года и десятилетия. По сути своей, это целое направление науки, интегрирующее в себе соответствующие знания из смежных областей биохимии, нейрофизиологии, психологии, сексологии, социальной психологии, социологии, и не только их. Вот несколько фрагментов строящейся теории супружеской совместимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: