Кирилл и Мефодий

Кирилл получил образование при дворе византийского императора в Константинополе. Хорошо знал славянские, греческий, латынь, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище "Философ"). В 40-х г. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 50-х гг. был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860г. совершил дипломатическую поездку к хазарам. Великая Моравия – славянское княжество – обратилось в Константинополь с просьбой прислать миссионеров для проповеди христианства на родном языке славян. Именно с этой целью в 863 г. К. и М. были направлены византийским императором в Моравию.

По замыслу византийских властей Кирилл и Мефодий должны были выступать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако их деятельность приобрела характер борьбы за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства славянского языка трем основным языкам, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и еврейскому.

Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Они были обвинены в ереси. В 866 г. по вызову римского папы Николая I они направились в Рим. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер Посетив в 882-884 гг. Византию, Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Своей деятельностью К. и М. заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886 г. Они переводили богослужебные тексты до 11 века.

Кирилл и Мефодий давно причислены к лику святых. За ними закрепились имена братьев-первоучителей.

Первая славянская книга, набранная кириллицей, была отпечатана в 1491 г. в г. Кракове немцем Фиолем. Фиоль был одаренным, разносторонне подготовленным и предприимчивым человеком. Известно, что он был золотошвеем, и золотых дел мастером, и руководителем горных работ, и изобретателем машин для откачки воды из рудников и шахт, и славянским первопечатником. Он создал четыре богослужебные книги: "Октоих", "Часослов", "Триодь постная", "Триодь цветная".

Младшим современником Фиоля был замечательный славянский просветитель - белорус - Франциск Скорина. Первым своим изданием Ф. Скорина заявил о себе как о просветителе свего народа, искренне радея о его благе и духовном развитии. Первая его книга - славянская "Псалтырь" вышла в свет в 1517 г. В предисловии Скорина прямо адресует книгу "детям малым", которых она обучит грамоте, умению читать и правильно говорить. с 1517-1519г. Скорина перевел на белорусский язык и напечатал отдельными частями самую главную книгу христиан Библию - всего 19 книг. В 1520 г. Скорина приезжает в Вильнюс, столицу Великого княжества Литовского. В вильненской типографии Скорина напечатал "Малую подороженную книжицу". Так он назвал комплекс из 21 изданий, среди которых были использовавшиеся для учебных целей "Псалтырь", "Часослов" и своего рода календарь, в котором указаны даты "переходящих праздников".

В 1525 г. Скорина окончил печатать "Апостол". Он карманного формата, напечатан убористым шрифтом. Главной целью своей издательской деятельности Скорина ставил просвещение народа, распространение в массы культуры и знаний. Патриот своей родины, гуманист, Скорина выступал поборником равенства и свободы всех людей, осуждая гнет наместников и феодалов. Издательская и просветительская деятельность Скорины оказала животворное влияние на развитие в целом славянской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: