Развитие печатных средств в XIX веке

основной тенденцией XIX в. стал переход от ручных способов изготовления печатных форм к механизированным, от печатных станков к печатным машинам. Благодаря изобретению фотографии, стало возможным изготовление фотомеханических печатных форм. Были созданы строкоотливные и буквоотливные наборные машины, позволившие механизировать наборные процессы. Создание стереотипов позволило увеличить тиражи печатной продукции, а в дальнейшем круглые стереотипы дали возможность использовать ротационные печатные машины для повышения скорости высокой печати.

Изобретателями фотографии были Ньепс, Дагер и Талбот. Ньепс показал возможность получения фотографического изображения в камере обскуре, примитивном фотографическом аппарате, Дагер открыл процесс проявления, а Талбот - негативно-позитивный процесс, то есть получение множества позитивных изображений с помощью негативного. Различают четыре периода развития фотографии. 1) Время дагерротипии. Дагерротипы - это фотографические изображения, которые можно было изготовить в единственном экземпляре на посеребренной пластине. Дагеротипия была неприменима и в полиграфической технологии, потому что для изготовления печатных форм нужны изображения на прозрачной основе. 2) Дагерротипия постепенно вытеснялась мокроколлодионным процессом. В этом процессе оказалось возможным получать негативы на стеклянной пластинке. Начиная с этого времени, фотография стала широко использоваться для изготовления изобразительных оригиналов, а также, печатных форм. 3) Третий период продолжается и в наше время. На смену мокроколлодионному процессу постепенно пришли сухие бромосеребряные желатиновые слои, которые и в наше время применяются и в аналоговой фотографии, и в полиграфии. 4) Эпоха цифровой фотографии, которая началась в середине 80-х годов и продолжается в наши дни. Аналоговая фотография, использующая сухие бромосеребряные слои, постепенно заменяется цифровой. В этом виде фотографии (ее называют также электронной) не нужны фотографические светочувствительные материалы. Цифровое изображение, полученное с помощью цифрового фотоаппарата, может в дальнейшем быть подвергнуто обработке и выводу на материальный носитель. В полиграфии цифровые фотоаппараты используются наряду со сканерами в качестве устройств ввода.

Следует обратить внимание на то, что с XIX в. в полиграфии для изготовления печатных форм стали использоваться копировальные слои. Эти слои засвечивали через негатив, содержащий прозрачные и непрозрачные участки. После проявления в горячей воде и дополнительной обработки на печатающих участках создавался кислотостойкий защитный слой, а пробельные участки углублялись путем травления металла (цинка) кислотой. Этот способ получил название «жилотаж», а позже - цинкография, хемиграфия.

Для преобразования различных почернений оригинала в штрихи разных размеров (растровые точки) был создан специальный оптический инструмент - проекционный растр, представляющий собой сетку из непрозрачных штрихов на прозрачном фоне. В фотоаппарате на некотором расстоянии от фотографического материала устанавливали такой растр. За ним на фотослое появлялись световые пятна, имеющие максимальную освещенность в центре и минимальную на периферии. В результате от светлых участков оригинала на негативе образовались крупные растровые точки, от темных - мелкие.

Следует обратить внимание на то, что с течением времени стали заметны недостатки ручного набора, главным из которых была низкая производительность. Попытки механизировать ручной набор привели к созданию литеронаборных, а затем матрицевыбивальных машин. При создании этих машин не были решены такие вопросы как выключка текста (то есть создание строк одинаковой длины), автоматическая разборка текста после печати. Со временем были созданы разборочные машины, машины для отливки литер для ручного набора, разработан клин, позволяющий осуществлять автоматическую выключку. Изобретатель строкоотливной наборной машины - О. Мергенталер, объединил в машине, названной линотипом все указанные достижения. В результате на линотипе наборщик осуществлял набор строки, состоявшей из металлических матриц и клиньев для образования пробелов; остальные операции производились автоматически. К этим операциям относилась автоматическая выключка, отливка текстовой строки и ее механическая обработка, а также, разбор матрично-клиновой строки. Линотипы применялись для набора простых и усложненных текстов и широко использовались свыше 100 лет.

Для набора текста любой сложности в конце XIX в. был сконструирован монотип - буквоотливная строконаборная машина, предназначенная для набора текста, состоящего из отдельных- литер и шпаций, составленных в выключенные строки. Эта двухаппаратная машина, в комплект которой входит наборно-программирующий аппарат, производящий кодированную перфоленту, которая управляет работой отливного автомата.

Линотип и монотип - отливные машины, которые в течение почти ста лет создали эпоху механизированного и автоматизированного металлического набора.

Важным является тот факт, что недостатком металлического набора является его малая тиражестойкость. Выходом из положения оказалась возможность изготовления стереотипов - монолитных копий с наборной формы. При этом сначала в картоне получали углубленный отпечаток с набора - матрицу, которую затем использовали для отливки стереотипов. В дальнейшем наряду с плоскими стали применять полуцилиндрические стереотипы, которые стали использовать в ротационных печатных машинах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: