Командир отделения обязан готовить отделение к очередным занятиям и поучительно проводить с ним тактико-строевые занятия, на которых каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в медленном темпе, а затем слитно в пределах нормативного времени. На тактических занятиях и учениях сержант закрепляет свои навыки в командовании отделением, совершенствует одиночную подготовку подчиненных и добивается слаженности их действий при ведении разведки в составе отделения.
Подготовка занятий включает личную подготовку руководителя, выбор участка местности, разработку плана проведения занятия, подготовку личного состава и материального обеспечения. Основные мероприятия по подготовке тактико-строевых занятий с отделением проводятся в масштабе взвода.
Командир отделения, готовясь к занятию, должен уяснить его тему и содержание, изучить соответствующие положения Боевого устава Сухопутных войск, наставлений и содержание запланированных для отработки на занятии нормативов. На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, он должен уточнить учебные вопросы, места и порядок их отработки, время на отработку каждого учебного вопроса и порядок обозначения действий противника. После рекогносцировки и инструктажа командира взвода командир отделения составляет н представляет на утверждение план проведения занятия. План составляется обычно в рабочей тетради текстуально со схемой действий. Он должен быть четким и конкретным.
Подготовка личного состава отделения к предстоящему занятию осуществляется накануне в часы самоподготовки. При этом изучаются положения устава и наставлений, может быть проведено занятие на подготовленном макете местности. Подготовка материального обеспечения занятия заключается в проверке его состояния, комплектности и подготовке к применению в конкретных условиях данного занятия. Недостающее имущество или средства, хранящиеся вне подразделения, командиры отделений через старшину роты получают на складах части.
Тактико-строевые занятия с отделением организуются командиром взвода и проводятся под его руководством на фоне несложной тактической обстановки. Занятие может начинаться непосредственно при выходе из расположения ча-^и или из исходного положения. Время на передвижение в исходное положение v возвращение с занятий используется
190 Глава II
для закрепления рспнее изученных вопросов или отработки отдельных тактических приемов и способов веления разведки, связанных с содержанием темы. "Например, посадка в БМП (БТР, БРМ-1к) и высадка из нее; действия дозорных; движение по азимутам; преодоление зараженных участков местности; действия при налетг авиации.
С началом занятия командир взвода объявляет всему взводу тему, цель, учебные вопросы и порядок их отработки, Затем приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов,
Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности: в исходном положении объявляет личному составу первый учебный вопрос и сообщает порядок его отработки; создает соответствующую учебному вопросу тактическую обстановку; развертывает отделение в боевой порядок пли в тот строй, в котором по обстановке оно должно быть к началу действий; кратко ставит боевую задачу; при необходимости показывает и разъясняет порядок действий при выполнении задачи; напоминает меры безопасности при выполнении данного действия (приема); подает команду для выполнения первого действия (приема) н тренирует обучаемых до полного его усвоения.
Если обучаемые допускают ошибки или действуют нечетко, возвращает их в исходное положение, кратко указывает на допущенные ошибки, при необходимости вторично показывает, как надо действовать правильно, и снова повторяет действия (приемы) столько раз, сколько необходимо для выработки у обучаемых твердых практических навыков; затем переходит к отработке следующего действия (приема). Когда по каждому из действий (приемов), составляющих первый учебный вопрос, будут выработаны прочные навыки (приобретена сноровка) в действиях в составе отделения, командир отделения возвращает отделение в исходное положение и отрабатывает учебный вопрос в слитном исполнении в соответствии с требованиями Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск, кн. 1. Затем он снова создает тактическую обстановку и в таком же порядке отрабатывает следующий учебный вопрос.
Заканчиваются тактико-строевые занятия кратким разбором, на котором командир отделения отмечает, в какой степени достигнуты учебные цели занятия, анализирует ошибки н причины, вызывающие их, а также отмечает положительные действия. В конце разбора командир отделения объявляет оценки каждому солдату, указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков, в какие сроки н в каком порядке осуществить уход за техникой и вооружением
Бчгняя п"лг<'Т1)[)ка 191
и на что обратить внимание при подготовке к очередному
занятию.
В целях исключения несчастных случаев и травм личного состава на всех занятиях категорически запрещается имитировать захват в плен солдат и сержантов, обозначающих противника, а также выдавать имитационные средства личному составу, не имеющему практических навыков в обращении с ними.
«Утверждаю»
Командир 1 рв
лейтенант ———————В. Соколов
.___"___________19__г.
План