Известный российский психолог Л. С. Выготский полагал, что в процессе формирования сознания можно выделить три последовательных процесса, тесно связанных между собой (рис. 18,10).
Первый из них заключался в инвертировании вектора взаимодействия человека и природы: уже на ранних стадиях своего развития человек при помощи орудий труда стал влиять на природу не меньше, чем она на него. Второй важный процесс — это переход от освоения внешней
Человек и природа | Человек и его психика | Человек и его речь |
1. Воздействие природы на человека заменяется воздействием человека на природу. 2. Механизм воздействия на природу предполагает создание орудий труда и развитие функции материально го производства | 1. В процессе овладения природой человек научился управлять и своей психикой. У него появились высшие психические функции и произвольная деятельность. 2. Возникновение специальных психологиче ских орудий воздействия на собственную психику (от зарубок на дереве до письменной речи) | 1. Сначала в процессе совместной деятельности слова-приказы были обращены к другим людям. 2. Впоследствии человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности |
Рис. 18.10. Концепция Л. С. Выготского относительно движущих сил и этапов формирования сознания
среды к освоению собственной психики. Третьим важным процессом становления человека как разумного существа, по Л. С. Выготскому, явилось формирование и развитие речи.
ГЛАВА 19. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ