double arrow

Тема 3. Психика и организм


Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение-это спо­соб осуществления материи, важное свойство, кото­рое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, вклю­чая человеческий мозг, обладает всеобщим качест­вом - способностью отвечать на воздействия.Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой при­роде изменяются и формы ее движения. Следует от­метить, что живому материалу присущи биологичес­кие формы отражения и на определенном этапе раз­вития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики назы­вают предпосылками развития.К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половине XIX в. и первой половине XX в. в научном со­знании укрепилась идея о том, что врожденные осо­бенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочис­ленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и чело­веческие психические качества.

После многочисленных исследований было уста­новлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех пси­хических явлений, изучаемых в психологии. Различают два основ­ных философских подхода к пониманию природы и проявления пси­хики: материалистическое иидеалистическое.

Согласно первому пониманию психические явления представ­ляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуп­равления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отож­дествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог разви­тия, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам - одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологи­чески значимые раздражители, а также память и способность к эле­ментарному научению через пластичные, приспособительные измене­ния поведения.

В представлениях материалистов психические явления возник­ли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раз­дражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размно­жения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных жи­вых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2—3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойствен­ной живому способностью к развитию, размножению, воспроизвод­ству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взяв­ший на себя функцию управления развитием, поведением и воспро­изводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совер­шенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного моз­га, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а затем старой и новой, усложнение связей между центральной не­рвной системой и другими органами тела) шло развитие форм пове­дения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психичес­кой регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного про­цесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организ­мом новых свойств и органов в результате изменений, происходя­щих в генотипе;

приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих ус­ловий жизни, которое требовало изменения строения организма, по­явления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики яви­лась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых су­ществ появилась сложная нервная система и высшие уровни психи­ческого отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем мате­риального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (пси­хического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она стал­кивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело до­ходит до объяснения связей и зависимостей психического от матери­ального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состо­ит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиоло­гических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами (подробнее речь об этом пойдет в сле­дующей лекции), материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях между идеальным и материальным, и яв­ляется сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обус­ловливает появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказы­вается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это от­носится к очевидным свидетельствам, накопленным современной био­логией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и рабо­той его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось достаточно убедительно одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняю­щая поведение человека, а не только его психические явления, впол­не может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь оконча­тельного решения указанной философской проблемы.

Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Даль­нейшее развитие психического происходило уже в связи с появлени­ем у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапли­валась психическая энергия, порождающая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволю­ционного скачка - мысли и сознания.

Нервная система состоит из клеток. Нервные клетки помимо тела имеют отростки. Более короткие и обычно ветвящиеся отрост­ки нервной клетки называются дендритами. Один более длинный, который по своему пути также может давать ответвления, называет­ся нейритом. Длина нейрита может достигать нескольких десятков сантиметров, в то время как тело клетки имеет обычно величину 0,005—0,05 мм. Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном.

Различают периферическую и центральную нервные системы.

Периферическая нервная система - это нервные клетки и не­рвные окончания, расположенные в органах чувств, мышцах, желе­зах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки не­вритов, заключенные в оболочки. По одним нервам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе. Это чувствитель­ные нервные волокна и нервы, называемые центростремительными, или афферентными (аффераре - по-латыни «приносить»). По дру­гим - центробежным, или эфферентным (эффераре - по-латыни «уно­сить»), нервам нервное возбуждение передается из центральной не­рвной системы на периферию: к мышцам (двигательные нервы) и к железам (секреторные нервы).

Центральная нервная система состоит из спинного, промежу­точного и головного мозга, в котором различают серое вещество (скоп­ление тел нервных клеток) и белое вещество (нервные волокна, со­единяющие одни клетки и их группы с другими).

Спинной, промежуточный и головной мозг покрыт мозговыми оболочками и заключен в костные покровы - позвоночный столб и черепную коробку, также выстланные особыми оболочками и на­полненные жидкостью, в которой мозг как бы плавает. Такая гид­равлическая подушка предохраняет центральную нервную систему от ушибов.

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого суще­ства типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия. По мысли И. М. Сеченова, «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Без понимания изменений среды и ее влияния на организм нельзя понять развитие психики человека ни в ее филогенезе (разви­тии в течение жизни многих поколений), то есть развитие человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивидуума одно­го поколения), то есть развитие личности человека.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства иссле­дования окружающего мира, изобретению и широкому использова­нию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями орга­низации психических процессов, которые ему даны от природы, воз­никают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, про­изводство предметов материальной и духовной культуры, и воз­никновение языка и речи.

С помощью орудий труда человек получил возможность воздей­ствовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия — топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свой­ства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью тру­довых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же спо­собствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали воз­можности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (име­ются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материаль­ной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь.

Новому поколению людей не было необходимости изобретать их за­ново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью дру­гих людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы под­няться на новую ступень психологического и поведенческого разви­тия. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользо­ваться созданными предыдущими поколениями предметами матери­альной и духовной культуры. Человек вышел за пределы своей био­логической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Так постепенно ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их зна­ния о мире, все выше поднимая человека над всем остальным жи­вотным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали слу­жить ему для удовлетворения собственных материальных и духов­ных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, ин­женерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельно­сти. Появление буквенной символики привело к возможности запи­си, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозв­ратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информа­ции из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использо­вания людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной че­ловеку от природы, сигнальной системой (И. П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигналь­ную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям зна­чениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение та­кое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Прак­тически все психические процессы человека вследствие использова­ния речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологичес­кого развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эво­люционного процесса заключается в том, что разви­тие высших психических функций происходит без из­менения биологического типа человека, который из­меняется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной систе­мы. Высшие психические функции не могут быть по­няты без биологического изучения. В онтогенезе че­ловека представлены два типа психического разви­тия: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последова­тельности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость - важ­нейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В про­цессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы — функ­циональные органы мозга. Каждая такая система ра­ботает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее зве­ньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки необходимы для психи­ческого развития, но психические качества ребенка зависят от условий жизни и воспитания.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систе­му, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойств и психические состояния.

Психические процессы - это процессы, происходящие в голов человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сен­сорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процес­сы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность интенсивность и временную организацию поведения. К ним от­носятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избира­тельность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людь­ми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помо­щью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и вы­соты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия челове­ка с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психически­ми свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, спо­собности личности.

Психическое состояние - внутренняя целостная характеристи­ка индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических со­стояний:

эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

активационные (активность, пассивность);

тонические (бодрость, угнетенность);

временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психичес­кий процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбужде­ния и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся ус­тойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодо­леть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрыв­ном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребно­стями. Даже в таком относительно простом психическом процес­се, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка пред­мета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основ­ной понятийный «каркас», на котором строится здание современ­ной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознатель­ное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

 

Рис.1 Структура психики человека

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессо­знательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к кото­рым относятся инстинкты самосохранения, размножения, тер­риториальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-е гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других Утверждал, что в недрах человеческой души живет память об ис­тории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его да­леких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от ин­дивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуально психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древ­нейших психических первообразах, непосредственно воплощен­ных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устрем­ления, которые ушли из сознания или же были восприняты пси­хикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» - спонтанного течения мыслей, об­разов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями челове­ка. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученыеотносили к содержанию сознания, поскольку психика - это и есть, в сущнос­ти, сознание, и другой психики (несознаваемой) не существует.

Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, ос­нованным на данном утверждении, психология на­долго превратилась в науку сознания (хотя бессозна­тельное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).

Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, ко­торые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям. Сознание в этом определении - совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людь­ми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллек­тивным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т.е. в сознание вхо­дит и может существовать в нем лишь то, что переда­ется с помощью слов. Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.

Существует трактовка сознания как особого состо­яния психики человека, в котором он находится, ког­да правильно воспринимает происходящее с ним ивокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезнове­ние сознания у человека, а также переход его к бес­сознательному состоянию, т.е. возможность нахож­дения человека и психики вне сознания.

О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свиде­тельствующие о нахождении человека в данном со­стоянии. Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью опре­деленных образов; возможность сообщить о соб­ственных ощущениях и мыслях другим людям, воз­можность отграничения себя от происходящего вок­руг и определения того, что происходит внутри.

В связи с тем, что - это состояние психики челове­ка, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться. Отсюда следует, что возможно изменение и самого состоя­ния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т.е. бывает сильным и слабым.

Сознание как компонент психики включает в себя такие выс­шие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправ­ленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявлять­ся, например, в сознательном регулировании соматических состо­яний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма серд­цебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложно­стью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного челове­ка жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.


Сейчас читают про: