где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста

Чем меньше значение индекса, тем читабельнее текст, тем лучше воспринимается смысл текста аудиторией.

Многие исследователи также отмечают, что для нормального восприятия текста максимальная длина предложения не должна превышать 20 слов. В противном случае предложение приходится перечитывать.

Такие ограничения, а также ограничения объема материала заставляют журналиста-газетчика «творить» в довольно жестких условиях.

В журналах с преобладанием публицистического материала жесткость требований заметно сокращается. Изложенные выше критерии соответствуют, в первую очередь, информационным и аналитическим текстам. Тексты же художественной литературы вообще не терпят таких ограничений. Так что в публицистике можно отходить от этих стандартов.

Для звучащей речи также существуют определенные правила:

1. Не более одной идеи, одного образа, одного факта в одном предложении;

2. Не более 15 слов в предложении;

3. Незначительное количество причастных и деепричастных оборотов;

4. Отсутствие парада предложений (не следует ставить предложения длиной в 10-15 слов друг за другом);

5. Оптимальный ритм предложений: длинное, короткое, очень короткое, немного длиннее.

Если вы хотите, чтобы основная идея запомнилась, она должна звучать не более 4-8 секунд. Все, что звучит дольше, не воспринимается целостно и подвергается критике.

Безусловно и без знания этих рекомендаций каждый профессионально грамотный журналист «чувствует» и внутренне учитывает особенности информационного поведения аудитории. Он интуитивно стремится закодировать информацию таким образом, чтобы читатель, зритель, слушатель раскодировал, запомнил, воспроизвел ее адекватно первоначальному замыслу.

Сегодня исследователи выделяют два ключевых с точки зрения психологии направления созда­ния медиатекстов - конструирование позитива и конструирование негатива. Эти направления характеризуют подход журналиста к освещению какого-либо события, к рассказу о человеке, процессе или явлении. При выборе направления информирования журналист, образно говоря, определяет для себя стратегию – освещать ли новость, придерживаясь представления о том, что «стакан наполовину пуст», или полагая, что «стакан наполовину полон». Как обычный человек, журналист практически неспособен сформировать и траслировать аудитории нейтральную оценку. Более того, стратегия функционирования современных СМИ воспринимает оценочность и эмоциональность как дополнительный бонус в освещении новости. А потому общий позитивный или негативный фон информирования определяется журналистом или навязывается ему извне. После чего весь массив информации СМИ о конкретном событии формирует эмоциональное поле этого события в глазах аудитории.

Первое направление "конструирование позитива" сопряжено с целым рядом профессиональных сложностей. Прежде всего, позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприятия, когда увеличение частоты ее появления в СМИ вызывает только отторжение. Такое наблюдается в случае, если, например, воспроизводятся преобладающие в СМИ (особенно на телевидении) стандартные контексты типа «встречи депутата с избирателями», «заседания в Парламенте», где ничего «не радует» глаз, вызывает раздражение. Вербальный уровень многих таких материалов аудитория способна предсказать на два хода вперед. В регионе новости обычно сопровождаются показом первых лиц, а все встречи чрезвычайно запротоколированы. На экране же это вдвойне заметно. Мы наблюдаем встречи не с людьми, а с объектами — открытие больницы, шко­лы и т.д. Должно быть наоборот - встречи именно с людьми, а не с «организациями», ведь любой из нас гораздо «лучше» реагирует именно на человеческие контексты.

В результате стандартные сообщения СМИ идут без «подключения» к ним зрителей. Они как бы из иного мира, в котором нет места для обычного человека. Медиа-событие же обязательно должно включать зрителя в качестве важного компонента.

Некоторые теоретики и практики-ньюсмейкеры полагают, что при транслировании позитивных «псевдособытий» в журналисте аудиторию, в первую очередь, должны привлекать открытость, искренность реагирова­ния. И это – еще одна проблема, ведь сегодня такие качества, к сожалению, постепенно утрачиваются, и им на смену нередко приходит цинизм.

Третья проблема создания позитива заключается в ответе на вопрос о том, что для журналиста лучше — естественное или подготовленное по всем канонам психологии поведение, действительно интересные или выигрышно поданные сюжеты, реальные участники событий или тщательно подготовленные экранные герои.

Для аудитории важно увидеть в журналисте — открытость к судьбам других и к реакции окружающих.

Очевидно, все это требует серьезной внутренней работы, а потому другая стратегия освещения событий – конструирование негатива - сегодня кажется более легкой.

Теперь рассмотрим второе направление"Конструирование негатива".СМИ «хорошо» реагируют на отрицательные события, даже происходящие очень далеко. Причем реагирование на них таково, как будто это касается непосредственно нас. Для того, чтобы такой негатив затронул аудиторию, важно, во-первых, четко разделить источник информации и сообщение, и, во-вторых, усилить конкретность сообщения.

Как правило, не­гативное сообщение, с целью усилить его эмоциональную действенность, насыщают конкретными по­дробностями, которые лучше запоминаются, усваиваются, поскольку опираются на элементы лично­стного опыта человека.

Формируется своеобразный символический мир, окрашенный в темные тона. Сегодня он нередко доминирует над позитивными медиаобразами и не может не оказывать по меньшей мере «сомнительного» воздействия на психику аудитории.

Однако необходимо помнить, что любое навязывание представлений об образе мира, начиная с формирования повестки дня и заканчивая откровенной пропагандой – довольно жесткая техника по отношению к психике человека. Информационное пространство может управляться с помощью подмены реального, естественного его формирования на сознательно отрепетированное с использованием не только реактивных (идущих вслед за событием) методов, но и с помощью методов проактивных (опережающих событие). И в том и в другом случае оказывается значительное давление на процессы медиавосприятия, что приводит к частым «сбоям» в принципах его функционирования.

В рамках обозначенных двух стратегий, впрочем, формируются весьма неоднородные тексты, обладающие разными характеристиками и разным ракурсом воздействия. Такое разнообразие обеспечивается сложностью самой структуры, называемой «текст».

Итак, текст не всегда выдерживается в одной собственно авторской манере, в нем запечатлевается разноречие, чужое слово.

Выделяется еще и такое понятие как «двуголосое слово» (например, когда сложно отличить голос автора от голоса его героя). Этот уровень текстовой структуры часто используется непроизвольно, но иногда он становится основой жанровой дифференциации (стилизация, пародия, фельетон).

В структуре текста выделяется также интертекст. А некоторые исследователи говорят даже о том, что любой текст в целом – интертекст. Термин интертекстуальность ввела в обиход Ю. Кристева, французский филолог.

Интертекстуальность, будучи неотъемлемым качественным признаком любого связного и целостного знакового образования, отражается в понятии интертекста. Это те элементы иного тек­ста, которые присутствуют в смысловой структуре рассматривае­мого текста как неотъемлемая ее часть. Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором, т.е. это выражается в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Интертекстуальность — термин, обозначающий общие свойства текстов, выражающиеся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.

Любые варианты интертекста влияют на формирование подтекста — «дополнительного семантического образования, возникающего в пределах тексто­вого материала и в определенной степени скрытого в нем, всегда неявного, требующего домысливания». В одном произведении может быть один подтекст, а может быть и несколько. Это зави­сит от того, как осуществляется процесс текстопостроения, уме­стны ли подтексты вообще, способствуют ли они решению ос­новной задачи, которая стоит перед автором. Конечно, подтек­сты могут возникать и случайно, вследствие профессиональной небрежности, помимо авторской воли, и это будет очень серьез­ной погрешностью.

На основе перечисленных нами текстовых структур в сознании аудитории выстраивается гипертекст.

Понятие гиперреальности введено в 1970 году У. Эко и Ж. Бодрийяром. Сегодня на его основе сформировалось понятие гипертекста. Оно означает, что помимо реальности исторической (интертекст) и логической (текст) структура любого текста обладает еще и гиперреальностью, т.е. способностью достраивать себя независимо от авторского желания.

Гипертекст появляется тогда, когда обыкновенный читатель, слушатель, зритель вступает в режим интерпретатора по отношению к произведению. Этот термин характеризует текст, содержащий в себе узлы перехода между другими текстами, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность самого процесса чтения (общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в сети Интернет).

Таким образом, журналистский текст имеет сложную структуру с точки зрения восприятия и познания.

Задание на лекционное занятие: подготовиться к устному обсуждению материала лекции; составить в рабочей тетради тезаурусу (словарь терминов, встречающихся в данной лекции) и краткий конспект основных моментов лекции, объясняющих суть журналистского текста в ракурсе психологии.

Задание на практическое занятие: Поработайте с подборкой казахстанской прессы, отечественными телерадиопрограммами и на занятии приведите по нескольку примеров конструирования позитива через СМИ / примеров конструирования негатива через СМИ (приветствуется мультимедийная форма выполнения данного задания в виде презентации с использованием текста, фото и видео, т.е. совокупность различных видов информации, делайте свои презентации при помощи интернет сайта Prezi.com или программы Microsoft Power Point); необходимо пройти на занятии предложенный преподавателем психологический тест под названием "Эмпатические способности".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: