Лекция 13. Положение православной церкви

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы митрополитом в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). После падения Константинополя, Русская православная церковь окончательно перешла к самостоятельному избранию митрополитов.

В рассматриваемый период на Руси появляются многочисленные еретические движения (ересь-течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви; догма-положение принимаемое на веру).

В 70х гг. XIV века возникла ересь стригольников ( на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы) в Новгороде и Пскове. Они разоблачали нравы духовенства. Считали, что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно возведенный в церковный сан. Отвергали церковные таинства. Новгородские стригольники были казнены. Сторонники другой ереси- жидовствующие ( ее зачинателем считали еврейского купца) также отступали от церковных догм (почитания икон, поклонения святым..).

За подрыв устоев церкви с еретиками жестоко расправлялись.

Образование русского централизованного государства происходило в условиях ожесточенной идеологической борьбы, выразившейся в церковно-политических спорах между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами». В центре стоял вопрос о церковном имуществе и богатствах.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Проповедовали аскетизм, уход от мира. Требовали отказа церкви от земельной собственности. По их мнению церковь должна была отказаться от приобретения («стяжания») богатств. Главным идеолог нестяжательства был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Против нестяжателей выступили иосифляне.

Иосифляне - религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Название получили по имени игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого. В борьбе с нестяжателями они отстаивали господствующее положение церкви в обществе, незыблемость церковных догм, неприкосновенность владений церкви. Были поддержаны великокняжеской властью, а иосифлянин Филофей создал теорию «Москва-третий Рим».

Первоначально государство поддержало нестяжателей, потому что было не прочь провести секуляризацию церковных земель (секуляризация -передача церковных земель в собственность государства). Но пока еще слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь. Иван III в итоге поддержал «иосифлян». Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Русская церковь стала государственной. Они, в свою очередь, с этого времени стали активно поддерживать теорию божественного происхождения царской власти. Характерно, что «иосифлянин» Филофей создал теорию «Москва-третий Рим», сыгравшую в дальнейшем важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: