При изучении математики в начальной школе чаще всего используют так называемые неявные определения. Среди них различают контекстуальные и остенсивные.
В контекстуальных определениях содержание нового понятия раскрывается через отрывок текста, через контекст, через анализ конкретной ситуации, описывающей смысл вводимого понятия. Посредством контекста устанавливается связь определяемого понятия с другими, известными, и тем самым косвенно раскрывается его содержание. Примером контекстуального определения может быть определение уравнения и его решения, приведенное в учебнике математики для II класса (Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учеб. для 2 класса трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1987. - С. 196).
Здесь после записи + 6 = 15 и перечня чисел О, 5, 9, 10 идет текст: «К какому числу надо прибавить 6, чтобы получилось 15? Обозначим неизвестное число латинской буквой х (икс):
х + 6 = 15 - это уравнение.
Решить уравнение - значит найти неизвестное число. В данном уравнении неизвестное число равно 9, так как 9 + 6 = 15.
Объясни, почему числа 0,5 и 10 не подходят».
Остенсивные определения - это определения путем показа. Они используются для введения терминов путем демонстрации объектов, которые этими терминами обозначают. Например, таким способом можно определить в начальной школе понятия равенства и неравенства:
2-7>2-6 9-3 = 27
78-9 < 78 6-4 = 4-6
37 + 6>37 17-5 = 8 + 4
Это неравенства. Это равенства.
Остенсивные определения, как и контекстуальные, характеризуются некоторой незавершенностью. Действительно, определение посредством показа не выделяет числовые равенства (неравенства) из других предложений, в нем не указываются свойства, характерные для данных понятий. Они только связывают термины с определяемыми объектами. Поэтому после контекстуального или остенсивного определения понятия необходимо дальнейшее изучение свойств так определенных объектов.
Лекция 10. Этика и её виды
Свобода и ответственность
Вопрос 1. Проблема человека в философии
Проблема человека чрезвычайно сложна и многогранна, поэтому человек – объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (анатомия, психология, педагогика, этика, антропология и т.п.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения предмета данной науки. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках, которого исследуются проблемы человека, называется философской антропологией.
Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщего учения о человеке, тем самым вооружить другие науки, изучающие человека, теоретической и методологической основой.
Современная философская антропология решает следующие проблемы:
• объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;
• обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
• изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;
• анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;
• аргументирует гуманистические характер человека и общественного развития.
Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека как уникальную форму бытия. Рассмотрим некоторые аспекты перечисленных проблем, связанных с человеком.