Вопрос 4. Этика и ее виды

Этика (греч. ethika, ot ethos нрав, обычай, характер) - учение о нравственности, морали. Этику, как особую дисциплину в практической философии создал Аристотель, назвав ее учением «о должном поведении человека по отношению к другим людям и к себе». Центральные вопросы этики носят философских характер:

· о природе морали, ее сущности и источнике;

· о добре и зле, долге, совести, справедливости, свободе и ответственности;

· о принципах и нормах должного поведения;

· о добродетелях и пороках;

· о счастье и смысле жизни, назначении человека.

Поэтому этику принято считать философским учением о морали, занимающимся одно из центральных мест в философии. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни с учетом противоположности добра и зла, опираясь на моральные правила (например, «не лги», «не обижай слабого», «заботься о родителях»), моральные принципы (принципы справедливости, гуманизма, патриотизма), моральные оценки (что «хорошо», что «плохо», что «честно», что «нечестно»). Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения.

Таким образом, этика, в конечном итоге, является учением о нравственных общечеловеческих ценностях. В современной философии существует много теорий, которые определяют несколько видов этики, например:

а) этика добродетелей (начало этой этики было разработано еще Аристотелем). Под добродетелями понимают такие качества личности, реализуя которые человек контролирует свои желания и страсти. Считается, что действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неминуемо становится нравственным. Зло связанно со скудостью, т.е. малым качеством добродетелей. У Аристотеля главными добродетелями являются: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Знаменитый английский математик и философ Б. Рассел предлагал свой список добродетелей: оптимизм, интеллигентность, храбрость (умение отстаивать свои убеждения). Многие современные последователи Аристотеля часто указывают на такие добродетели, как: разумность, коммуникабельность, справедливость, толерантность (терпимость к чужому мнению);

б) этика долга (разработана Кантом), возникла в противовес этике добродетелей. Кант считал, что идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он, случается, приводит и к злу – когда им распряжется тот, в венах которого течет «холодная кровь злодея». По его мнению критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких – либо оговорок и ограничений, а именно моральные законы (Кант называет их максимами, т.е. основными правилами), которые носят всеобщий, универсальный, обязательный характер; например: «Не убей», «Не лги», «Не воруй», «Не используй человека как средство» и др. Кант считал, что истинно нравственным является поступок, совершенный исключительно из уважения к долгу, т.е. к тому, что должно быть, к моральному закону, а не по каким – то другим соображениям;

в) этика ценностей, согласно которой существуют только относительные ценности, относительное добро. Эти ценности нужно подсчитывать, определять по некоторым критериям. Разновидностями этики ценностей являются:

· утилитаризм (разработан английским философами А. Смитом, И. Бентамом и д.р.). Латинский термин «утилитас» означает пользу, выгоду. Представители утилитаризма считают важнейшим критерием добра достижение пользы, но не во что бы то настало, а в соответствии со знаменитой формулой Бентама: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Полезность, в понимании Бентама, это наслаждение при отсутствии страданий;

· прагматизм (разработан американскими философами Ч. Пирсом, Дж. Дьюи и др.) Они понимали моральное благо, т.е. добро как достижение успеха в любой конкретной проблемной ситуации, с соответствующими практическими методиками. Прагматисты считают, что ценности являются результатом деятельности человека;

· эвдемонизм (от греч. еudaimonia – счастье, блаженство) – возник в античною эпоху, разрабатывался Аристотелем, Эпикуром, позже в Новое время Лейбницем, Фейербахом, в России – Чернышевским. Согласно их взглядам, главным критерием добра является достижение счастья отдельным человеком, именно оно является основой нравственности. Счастье, по их мнению в радостном и удовлетворенном состоянии души, оно является побудительной силой и конечной целью человеческих стремлений. На основе эвдемонизма в современной философии возникло учение о счастье – фелицитология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: