Возобновление японского наступления. Военно-политический кризис в Китае (1944-1945 ГГ. )

В 1943—1944 гг. военно-стратегическое положение Японии значительно ухудшилось. В предвидении поражения Германии японское командование решило превратить Китай в прочную материковую базу для ведения затяжной войны. Для этого нужно было соединить в единое целое все оккупированные китайские территории и обеспечить контроль над сухопутными коммуникациями от Маньчжурии до Индокитая. С этой целью японское командование подготовило крупное наступление на широком фронте от Хэнани до Гуанси.

В 1943 г. японцы приостановили наступательные операции против освобожденных районов и к весне 1944 г. сосредоточили крупные ударные группировки против гоминьдановских войск. В марте 1944 г. 50-тысячная японская армия начала наступление в Хэнани. Гоминьдановская группа войск численностью до 400 тыс. под командованием Таи Энь-бо, оборонявшая этот участок фронта, сразу же обратилась в паническое бегство. За месяц японцы заняли большую часть провинции Хэнань с крупными стратегическими центрами Чжэнчжоу и Лоян, полностью овладев железной дорогой Пекин — Ханькоу. В конце мая японские войска развернули наступление в Хунани вдоль железной дороги Учан — Гуйчжоу. 300-тысячная гоминьдановская армия и здесь потерпела позорное поражение, несмотря на более чем двухкратный численный перевес и поддержку американской авиации, Беспорядочно отступая на запад, гомииьдановцы сдавали один город за другим. В течение июня — декабря 1944 г. японские войска заняли столицу Хунани Чанша, столицу Гуанси Гуйлинь и продвинулись далеко на запад в сторону Гуйчжоу и Чунцина. В середине декабря японское командование остановило дальнейшее наступление, так как основные цели операции были дости-


гнуты, а на капитуляцию чунцииского правительства в сложившейся международной обстановке рассчитывать не приходилось.

В результате последнего японского наступления гоминьдановцы с марта по декабрь 1944 г. потеряли около 1 млн. солдат, 10 крупных авиабаз и 36 аэродромов, около 2 млн. кв. км территории с населением 60 млн. человек. В руки японцев перешел полный контроль над континентальной железнодорожной магистралью на всем ее протяжении. В январе — апреле 1945 г. японцы предприняли еще несколько успешных тактических наступательных операций для улучшения позиций своих войск в Хубэе, Хэнани и на юге.

В общей стратегической ситуации 1944 г. подобное катастрофическое поражение можно было объяснить только разложением гоминьдановского режима, его полной неспособностью успешно продолжать войну. Поражение обнажило все пороки экономического и политического строя гоминьдановского Китая, вызвало тревогу и возмущение широких общественных слоев, активизировало борьбу прогрессивных сил за революционные демократические преобразования в стране.

По признанию госдепартамента США, американская дипломатия уже в 1943—1944 гг. опасалась, что гоминьдановское правительство «может настолько изолировать себя от народа, что в послевоенной борьбе за власть оно окажется неспособным сохранить свои позиции». Стремясь стабилизировать положение правительства Чаи Кай-шп, американская дипломатия во второй половине 1944 г. резко активизировала свою деятельность в Китае. Летом 1944 г. в Китай прибыл вице-президент США Уоллес, который пытался убедить Чан Кай-ши провести реорганизацию правительства, чтобы поднять его упавший престиж. В сентябре 1944 г. в Чунцин прибыли глава управления по делам военного производства США Нельсон и личный представитель президента Ф. Д. Рузвельта генерал Хэрли, ставший вскоре послом в Китае. Они представили Чан Кай-ши весьма «выгодные» экономические и военно-политические предложения: значительное расширение активности американских монополий под предлогом содействия «развитию промышленности», назначение американского главнокомандующего китайскими вооруженными силами и их реорганизация по американскому образцу. Большинство предложений было принято Чан Кай-ши (он не согласился лишь на назначение главнокомандующим генерала Стилуэлла, настроенного критически в отношения гоминьдана). Одновременно американские дипломаты усилили контакты с руководством КПК, пытаясь склонить его к компромиссному соглашению с Чан Кай-ши. Американское вмешательство оказало определенное влияние па ход политической борьбы, развернувшейся в Китае во второй половине 1944 г.

Летом —осенью 1944 г. Китай переживал острый политический кризис. Оживилось рабочее движение, бурлило студенче-


ство, множились оппозиционные выступления мелкобуржуазных и буржуазных кругов, вспыхивали восстания на национальных окраинах.

К этому времени КПК, используя японское наступление на гоминьдановском фронте, сумела восстановить и расширить территорию освобожденных районов, увеличить численность народной армии до 650 тыс. бойцов и численность партии — почти до 1 млн. членов.

Правительство Чан Кай-иш вынуждено было маневрировать. Оно ослабило блокаду Пограничного района и в мае 1944 г. возобновило переговоры с КПК, которые начались в Сиане и были продолжены в Чунцине. Делегация КПК (во главе с Линь Боцюем) выдвинула довольно умеренные предложения, предусматривавшие, во-первых, признание правительством Чан Кай-ши освобожденных районов, во-вторых, частичную демократизацию гомпньдановского режима (легализация КПК и всех антияпонских партий и организаций, освобождение политзаключенных). Гоминьдан овцы отвергли предложения коммунистов и в середине августа прервали переговоры.

Учитывая непримиримость Чаи Кай-ши и дальнейшее падение престижа его правительства вследствие продолжавшегося бегства гоминьдановских армий, КПК в сентябре 1944 г. открыто поставила вопрос о характере власти в Китае. На третьей сессии Национального политического совета в Чунцине Линь Бо-цюй от имени КПК потребовал немедленной ликвидации однопартийной диктатуры гоминьдана, созыва общекитайской политической конференции с участием всех демократических партий и групп с целью создания коалиционного правительства и объединенного верховного командования всех вооруя^енных сил страны. Лозунг коалиционного правительства означал призыв не к свержению существовавшего в Китае общественно-политического строя, что было тогда нереально, а к его частичной демократизации, к ограничению буржуазно-помещичьей диктатуры путем включения вгоминьдановское правительство Чан Кай-ши коммунистов и представителей других партий и проведения соответствующих демократических преобразований. Речь, таким образом, шла о правительстве национального единого фронта.

Политические требования КПК, выдвинутые в сентябре 1944 г., получили широкую поддержку в Китае. 24 сентября па митинге в Чунцине требования КПК были открыто поддержаны видными деятелями гоминьдана Фэп Юй-сяиом и Шао Ли-цзы, руководителями различных буржуазных партий и групп, деятелями культуры и искусства.

В ноябре — декабре 1944 г. Чан Кай-ши вместе с американскими дипломатами, предложившими свое «посредничество», предприняли ряд политических маневров, чтобы сбить волну недовольства, угрожавшую устоям гомпньдановского режима. Была проведена «реорганизация» гоминьдановского правительства,

I


которая свелась к перетасовке министерских портфелей. В начале ноября Хэрли прибыл в Яньань, где вел с руководством КПК переговоры об условиях участия коммунистов в правительстве и создания объединенного командования. В Яньань прибыла также группа наблюдателей от американских войск во главе с полковником Д. Барретом. В декабре Хэрли вернулся в Чуицин вместе с Чжоу Энь-лаем для продолжения переговоров. К этому времени, однако, японцы прекратили наступление, положение на фронте вновь стабилизировалось, и Чан Кай-ши опять отверг все предложения КПК. 16 января 1945 г. Чжоу Энь-лай возвратился в Яньань. Таким образом, новый тур переговоров между КПК и гоминьданОхМ закончился безрезультатно, но коммунистам он дал большой политический выигрыш. Выросли революционные силы, руководимые КПК, усилилось ее политическое влияние на народные массы. В рядах КПК насчитывалось более 1,2 млн. человек. Армия, руководимая партией, выросла до 900 тыс. бойцов. Она контролировала 19 освобожденных районов с населением более 95 млн. человек.

VII съезд КПК, 23 апреля—И июня 1945 г. в Яньане проходил VII съезд Коммунистической партии Китая. На съезде присутствовало 544 делегата с решающим голосом и 208 с совещательным.

Съезд состоялся в период, когда в международном и внутреннем положении Китая произошли серьезные изменения, благоприятствовавшие освободительной борьбе китайского народа. В Европе Советской Армией и войсками союзников был окончательно разгромлен фашизм. Советский Союз, верный своему союзническому долгу, готовился вступить в войну против империалистической Японии, что предрешало быстрый и окончательный разгром японских агрессоров и скорое завершение освободительной войны китайского народа.

Неизбежный и сравнительно быстрый разгром японской армии Вооруженными силами СССР и союзных держав был совершенно очевиден руководству КПК. Главная проблема состояла теперь в том, чтобы во время разгрома японских агрессоров максимально расширить освобожденные районы и укрепить стратегические позиции 8-й и Новой 4-й армий на случай войны с Чаи Кай-ши.

Поэтому вопросы, связанные с окончательным разгромом японских захватчиков, несмотря на то что о нем много говорилось в подготовленных для открытой печати докладах Мао Цзэ-дуна и Чжу Дэ, имели второстепенное значение. Центральное место в работе VII съезда фактически занимали проблемы идеологической, политической и организационной подготовки партии к будущей войне против господствующей гоминьдановской группировки. Программные и тактические установки КПК были сформулированы в политическом докладе Мао Цзэ-дупа «О коалиционном правительстве».

На VII съезде КПК не было серьезной борьбы против мао-


истских установок. Это объяснялось тем, что в предшествующей съезду кампании «чжэнфэн» Мао Цзэ-дуну и его сторонникам удалось нанести удар по интернационалистским силам в руководстве КПК, принудить их к признанию «идей Мао Цзэ-дуна» и его руководящего положения в партии.

Политический строй, который должен был прийти на смену однопартийной диктатуре гоминьдана, Мао Цзэ-дун характеризовал как «буржуазно-демократическое государство и общество нового типа» *, т. е. государство «новой демократии», которое будет существовать в Китае в течение длительного периода («десятки лет») 2. Социальная база такого политического строя была широкой: от рабочего класса, крестьянства до буржуазии и части помещиков. Главной опорой новодемократического режима Мао Цзэ-дун считал крестьянство. «Крестьянство, — говорил он, — является основной базой демократического режима в Китае на данном этапе»3. Осуществление политического правления крестьянства мыслилось через стоящую у власти Коммунистическую партию, превратившуюся по составу в крестьянскую. В докладе Мао Цзэ-дуна ни слова не говорилось о руководящей роли рабочего класса в иоводемократическом государстве.

Программа «поводемократической революции» предусматривала обеспечение национальной независимости Китая, ликвидацию феодальных отношений в деревне, передачу земли крестьянству, переход в руки государства ключевых отраслей народного хозяйства (банки, железные дороги, воздушные сообщения и т. д.), ограничение крупного китайского и иностранного капитала при всемерном поощрении деловой активности средней н мелкой буржуазии. «Все мероприятия этой революции, — говорил Мао Цзэдун, — направлены не на уничтожение частной собственности, а на охрану частной собственности, В результате этой революции будет расчищен путь для развития капитализма»4. Основным препятствием на пути экономического развития Китая Мао Цзэдун считал феодальные отношения в деревне, недооценивая при этом тормозящую роль иностранного капитала.

В докладе Мао Цзэ-дуна неоднократно подчеркивалось, что политическая и экономическая программа «новой демократии» не выходит за рамки «трех народных принципов» Сунь Ят-сена, с той, однако, разницей, что их осуществление берет теперь на себя Коммунистическая партия Китая.

Программу «новой демократии» предполагалось осуществить постепенно, через ряд последовательных этапов. На ближайший период была намечена так называемая Конкретная программа,

1 См. Мао Цзэ-дун. Избранные произведения. Харбин, 1948, стр. 314 (на кит. яз.).

2 См. там же, стр. 319.

3 Там же, стр. 333.

4 Там же, стр. 330.


первоочередными требованиями которой были немедленное упразднение гоминьдановской диктатуры и образование демократического коалиционного правительства, введение демократических свобод, обуздание бюрократического капитала, снижение арендной платы и ссудного процента, улучшение материального положения трудящихся и т. п. Иными словами, предлагалось осуществить на территории всего Китая демократические преобразования, которые проводились в период антияпонской войны в освобожденных районах. В соответствии с этой программой КПК изъявляла готовность договориться с гоминьданом, с тем чтобы избежать гражданской войны.

В теоретическом отношении «новая демократия» представляла собой ревизию программных принципов партии, отход от важнейших положений марксизма-ленинизма, таких, как учение об освободительной миссии пролетариата и его политической гегемонии, о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую и т. д. Теоретическая несостоятельность эклектичной поводемократической доктрины Мао Цзэ-дуна была еще раз доказана практикой революционной борьбы китайского народа в послевоенный период. Вскоре после победы народной революции теория «новой демократии» была отвергнута китайскими коммунистами ввиду ее явного несоответствия марксизму и конкретным условиям Китая.

В то же время в докладе Мао Цзэ-дуна повторялись основные требования антиимпериалистической и антифеодальной революции, выработанные ранее партией китайского рабочего класса с помощью международного коммунистического движения и подтвержденные всей практикой китайской революции. Именно за осуществление этой боевой революционной программы в первую очередь повели борьбу коммунисты и руководимые ими массы трудящихся после III съезда КПК.

VII съезд обсудил также организационные вопросы. С докладом «О новом Уставе партии» на съезде выступил Лю Шао-ци. Чтобы оправдать курс маоистов на отрыв партии от рабочего класса, в докладе развивался сомнительный тезис о том, что «социальное происхождение наших членов партии не может определять характер нашей партии...» 1. Как по своему социальному составу, так и по удельному весу рабочего класса в руководящих органах КПК в 1945 г. не представляла собой передового отряда китайского пролетариата. Рядовая масса членов партии состояла преимущественно нз крестьян, бедняков, середняков и пауперизованпых слоев деревни. Руководящий состав партии был представлен в основном зажиточными слоями деревни, мелкобуржуазной интеллигенцией, а также выходцами из помещичьих и буржуазных семей. В качестве теоретической предпосылки существования такой партии в докладе выдвигалось положение о том,

1 Лю Шао-ци. О партии. Пекин, 1953, стр. 15 (на кит. яз.).


что «интересы китайского пролетариата и китайского народа (включая буржуазию и часть помещиков. — Авт.) всегда являются едиными» К

Мао Цзэ-дун фактически считал, что партию можно и нужно строить из любого социального материала. Поэтому он открыто приветствовал превращение КПК в преимущественно мелкобуржуазную по своему составу организацию. «В Китае имеется большая группа мелкобуржуазных революционных элементов, стремящихся вступить в нашу партию, — говорилось в докладе «О новом Уставе партии». — Это отрадное явление. Нашей партии не следует им отказывать. Революционные элементы из мелкой буржуазии могут в большом количестве вступать в пролетарскую политическую партию». Этот процесс мелкобуржуазного развития партии выдавался за «обязательный закон истории». Докладчик объявил, что в результате воспитания и перевоспитания в духе «идей Мао Цзэ-дуна» и длительной революционной борьбы подавляющее большинство непролетарских элементов партии якобы стали «марксистами-ленинцами — пролетарскими бойцами», «передовыми бойцами пролетариата» 2.

В качестве решающего доказательства «пролетарского» характера партии выдвигалось положение о господстве в партии «идей Мао Цзэ-дуна». «Идеи Мао Цзэ-дуна, — заявил докладчик, — это идеология, объединяющая теорию марксизма-ленинизма с практикой китайской революции, это китайский коммунизм, китайский марксизм.

Идеи Мао Цзэ-дуна — это дальнейшее развитие марксизма в национально-демократической революции в колониальных, полуколониальных и полуфеодальных странах в современную эпоху, это превосходный образец национального марксизма» 3.

На самом деле так называемая китаизация марксизма была по существу подменой марксизма мелкобуржуазной националистической доктриной Мао Цзэ-дуна. В новом Уставе было зафиксировано, что «Коммунистическая партия Китая во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэ-дуна...»

В то время политическая доктрина Мао Цзэ-дуна с ее антифеодальной, антиимпериалистической программой отражала интересы многомиллионных масс крестьянства, мелкой буржуазии и средних буржуазных слоев города и деревни и, следовательно, имела более значительную и широкую социальную опору, чем правящая буржуазно-помещичья партия гоминьдан. В этом была одна из главных причин роста влияния КПК на широкие народные массы, увеличения ее рядов, роста ее вооруженных сил и расширения контролируемых ею освобожденных районов.

Съезд избрал Центральный Комитет в количестве 44 членов и 33 кандидатов. Большинство в новом составе ЦК имели сторон-

1 Лю Шао-ци. О партии, стр. 23. - См. там же, стр. 19. 3 Там же, стр. 26.


ники Мао Цзэ-дуна. На вновь созданный ноет председателя партии был избран Мао Цзэ-дун. Таким образом, съезд фактически узаконил захват руководства в партии Мао Цзэ-дуном и его группой. В то же время в состав ЦК вошли и представители интернационалистских сил партии.

5. ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ВОЙНУ ПРОТИВ

ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЯПОНИИ.

ЗАВЕРШЕНИЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ

КИТАЙСКОГО НАРОДА

Вопросы, связанные с подготовкой разгрома Японии, были предметом переговоров на Ялтинской конференции глав правительств СССР, Англии и США в феврале 1945 г. Стремясь сократить сроки мировой войны il тем самым избавить человечество от излишних жертв, помочь борющемуся народу Китая и других стран, правительство СССР обязалось вступить в войну против Японии на стороне союзников через два-три месяца после разгрома фашистской Германии. Тогда же были оговорены и условия вступления СССР в борьбу с Японией, подлежавшие согласованию с Китаем. 5 апреля 1945 г. Советский Союз денонсировал договор 1941 г. с Японией о нейтралитете. Сразу же после победы над Германией СССР стал готовиться к выступлению против Японии.

Обстановка, сложившаяся в Китае на заключительном этапе войны, не оставила никаких надежд на скорое изгнание японских захватчиков собственно китайскими вооруженными силами. Японским захватчикам противостояла не объединенная мощь всей китайской нации, а две самостоятельные и непримиримо враждебные друг другу силы — гоминьдан и Компартия. Причем обе эти силы, как показали VII съезд КПК и состоявшийся почти одновременно с ним VI съезд гоминьдана, готовились не столько к решающим сражениям с японцами, сколько к предстоящей борьбе за власть после разгрома Японии силами союзников Китая — СССР и США. Страна за время длительной восьмилетней войны была истощена, ее потери в живой силе достигли 10 млн. человек. Несмотря на двукратное численное превосходство (5,5 млн. бойцов против 2 млп. японских солдат в континентальном Китае, Корее и на Тайване), китайские вооруженные силы были не способны нанести решающее поражение Японии.

Гоминьдановская армия насчитывала весной 1945 г. 4 600 тыс. человек. Но она была серьезно потрепана и деморализована в результате японского наступления 1944 г. При американском содействии она проходила переформирование и перевооружение и не была готова самостоятельно вести широкие наступательные операции, необходимые для победы над японцами. Народные 8-я il Новая 4-я армии вместе с партизанскими отрядами насчитывали около 1 млн. бойцов. В отличие от гоминьдановских войск они ха~


рактеризовались высоким моральным состоянием, дисциплиной, выносливостью. Однако они были рассредоточены на обширной территории Северного и Центрального Китая, страдали от крайней скудости вооружения и острой нехватки боеприпасов, обмундирования, транспортных средств. Около 2/з личного состава народных армий не имели стрелкового оружия: одна винтовка приходилась на трех бойцов, один пулемет — на 100 бойцов; па каждую винтовку имелось по 30 патронов, т. е. па один серьезный бой. Тяжелым вооружением армия коммунистов практически не располагала. Этим определялась их тактика: короткие партизанские налеты на маршевые колонны и небольшие гарнизоны противника без попыток атаковать районы сосредоточения японских войск. На широкие наступательные операции оперативного и тем более стратегического характера народные армии были тогда еще не способны. VII съезд КПК, правда, принял по докладу Чжу Дэ решение начать подготовку к этапу «стратегического наступления». Но такая подготовка требовала значительного времени, большого количества вооружения и материальных средств, которыми КПК не располагала. Пока же положение народных армий было не из легких.

В начале августа 1945 г. японцы крупными силами окружили в районе Пиньцюаня значительную группировку 8-й армии, угрожая ей уничтожением. Народные армии постоянно ожидали удара со стороны гомииьдаповцев, поддерживаемых американцами. Периодические стычки между коммунистами и гоминьдаповцами случались все чаще, а в июле — августе 1945 г. произошли крупные столкновения в Шэньси, Суйюаие, Хэиани. Нападающей стороной, как правило, были гоминьдановцы.

Выражая стремление американского империализма к гегемонии в послевоенном мире, правительство Трумэна стало проводить более жесткую антикоммунистическую политику и в Китае. Посол США в Чунципе Хэрли, выступавший ранее в роли «посредника» между КПК и гоминьданом, в начале апреля заявил, что отныне США более не сотрудничают с китайскими коммунистами и что организациям, не подчиненным чунцинскому правительству, американская помощь оказываться не будет. С антикоммунистическими заявлениями выступал и новый командующий американскими войсками в Китае Ведемейер.

Такая политика правительства США отнюдь не способствовала приближению сроков разгрома Японии. Японское командование имело возможность строить планы длительной обороны как1 на самих японских островах, так и в Китае и прилегающих к нему странах Азии. Эти планы были сорваны вступлением в войну Советского Союза.

8 августа 1945 г. Советское правительство заявило о присоединении СССР к Потсдамской декларации США, Англии и Китая, требуюгпеiп безоговорочной капитуляции Японии. 9 августа Советский Союз вступил в войну с империалистической Японией.


Началось наступление Советской Армии, которая быстро продвигалась во внутренние районы Северо-Восточного Китая. Одновременно она наносила мощные удары японским вооруженным силам на Сахалине, в Корее и на Курильских островах. 10 августа вступила в войну с Японией Монгольская Народная Республика.

Стремительное наступление Советской Армии (20 августа были освобождены крупнейшие города Северо-Восточного Китая — Харбин, Шэньян, Цзилииь, Чанчунь, а 23 августа — ПортАртур) сделало продолжение сопротивления японской армии бессмысленным и привело к безоговорочной капитуляции Японии, официальный акт о которой был подписан 2 сентября 1945 г.

Наступление Советской Армии резко изменило военно-стратегическую обстановку в Китае, окончательно подорвало силы японского милитаризма, разрушило японскую блокаду освобожденных районов и создало исключительно благоприятные условия для наступления армий, руководимых КПК.

10 августа, после того как японское правительство впервые заявило о готовности капитулировать, главнокомандующий народными армиями Чжу Дэ и его заместитель Пэи Дэ-хуай отдали всем частям приказ предъявить расположенным в районах их действия войскам противника требование о сдаче, а в случае их отказа капитулировать — решительно уничтожить. 11 августа главным командованием в Яньапи были отданы приказы о переходе в наступление всех вооруженных сил освобожденных районов.

Дислокация и реальные силы народных армий к моменту разгрома Японии позволяли им при отсутствии серьезного сопротивления со стороны противника успеть до подхода гоминьдановских войск оседлать основные линии коммуникаций, занять часть средних и мелких городов и обширные сельские районы в Северном Китае. Именно такую директиву пародные армии получили от ЦК КПК. ЦК КПК рассчитывал в результате иметь от трех до шести крупных освобожденных районов с несколькими десятками средних и небольших городов в провинциях Хэбэй, Чахар, Жэхэ, Шаньси, Шапьдун и северной Цзяису. Захват крупных городов ЦК КПК считал невозможным. Боевые действия народных войск рассматривались в это время руководством КПК главным образом под углом зрения борьбы с гоминьданом. Уже 13 августа 1945 г. в речи на собрании кадровых работников в Яньани Мао Цзэ-дуи заявил, что «война сопротивления японским захватчикам как определенный этап уже миновала: новая обстановка и новая задача — это борьба внутри страны». Ближайшей целью этой борьбы внутри страны Мао Цзэ-дун считал борьбу за «плоды победы», одержанной союзниками Китая над Японией.

Гомнпьдановское правительство со своей стороны делало все возможное, чтобы воспрепятствовать распространению власти


коммунистов на Северный Китай и прибрать «плоды победы» к своим рукам. 11 августа Чан Кай-ши отдал сразу три приказа: своим войскам — быстро двинуться вперед для «принятия» оккупированных японцами районов; марионеточным войскам — «нести ответственность за поддержание порядка и охрану населения»; 8-й и Новой 4-й армиям — «оставаться на местах в ожидании дальнейших указаний» и не предпринимать «самовольных действий против японских и марионеточных войск». Японским войскам было приказано сдаваться только правительственным гоминьдановским армиям. Американские самолеты и корабли начали спешно перебрасывать гомиыьдановские части в Нанкин, Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и другие крупные города, к которым приближались отряды народной армии.

КПК расценила эти действия как национальную измену и провокацию гражданской войны. В качестве ответной меры Чжу Дэ потребовал от японского главнокомандующего Окамуры, чтобы все японские войска в Северном, Восточном, Центральном и Южном Китае сдавались только народным армиям, а до их подхода временно сохраняли оружие и не подчинялись приказам, которые исходят но от командования народных войск. Обострение отношений между КПК и гоминьданом таило в себе опасность возникновения гражданской войны в стране.

В сложившейся обстановке Советский Союз был готов сделать все возможное, чтобы помочь китайскому народу предотвратить бедствие новой гражданской войны.

В то же время, братски сотрудничая с КПК и ее вооруженными силами, Советский Союз не порывал отношений и с правительством Чан Кай-ши, которое со своей стороны шло на развитие связей с СССР, чтобы поднять свой престиж внутри страны и на международной арене. В результате переговоров с Китаем, начавшихся в июне, 14 августа 1945 г. в Москве были подписаны Договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем, а также серия советско-китайских соглашений. Договор предусматривал военное сотрудничество СССР и Китая для победы над Японией и гарантии от повторения агрессии с ее стороны, а также экономическое сотрудничество в целях восстановления хозяйства обеих сторон. Советский Союз и Китай договорились о совместной эксплуатации в течение 30 лет Китайско-Чанчупьской железной дороги на правах общей собственности, о совместном использовании военно-морской базы Порт-Артур и объявлении Дальнего свободным портом с передачей в аренду СССР пристаней и сооружений. Советский Союз признавал суверенитет Китая над Маньчжурией и заявил о невмешательстве во внутренние дела Китая. Правительство Китая выразило готовность признать независимость Внешней Монголии (т. е. МНР), если ее население подтвердит свое желание путем плебисцита.

Договор был с одобрением встречен китайской демократичен


скоп общественностью. Oit укреплял международные позиции Китая и способствовал созданию условий, позволявших избежать гражданской войны.

Учитывая позицию СССР и настроение народных масс, выступавших за мир, гоминьдановское правительство при содействии американской дипломатии предприняло ряд «мирных» политических маневров. Чан Кай-пти трижды —14, 20 и 23 августа — направлял телеграммы Мао Цз.ьДупу с приглашением в Чунцин на мирные переговоры. 27 августа в Яиьаиг» в качестве посредника и гаранта безопасности делегации КПК на мирных переговорах прибыл американский посол Хэрли.

Руководство КПК согласилось на мирные переговоры. 25 августа 1945 г. ЦК КПК опубликовал Декларацию о текущем моменте, в которой выразил готовность прийти к мирному соглашению с гоминьданом на следующих условиях: прекратить военные действия против освобожденных районов; признать их народные правительства и вооруженные силы; определить территорию, где народные армии примут капитуляцию японских войск; распустить марионеточные войска; созвать совещание для создания демократического коалиционного правительства и подготовки свободных выборов-в Национальное собрание.

28 августа делегация КПК вылетела в Чунцин. Руководство КПК понимало, что гоминьдан стремится лишь выиграть время; поэтому оно дало народным войскам закрытую директиву продолжать наступление и «не щадить усилий, чтобы завоевать все, что можно завоевать», в Северном, Цергтральном и СевероВосточном Китае, т. о. установить контроль над подавляющей частью районов к северу от Янцзы. Особое внимание в директиве обращалось на захват коммуникаций. Переговоры о мире, таким образом, отнюдь не означали прекращения вооруженной борьбы между КПК и гоминьданом.

Разгром милитаристской Японии был последней страницей второй мировой войны и восьмилетней национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков. Китайский народ был освобожден от ига японских империалистов, от угрозы колониального порабощения. Эта победа была завоевана борьбой всего китайского народа, сплотившегося в единый национальный антияпонский фронт, при решающей боевой поддержке Советского Союза. Самоотверженная борьба советского народа против фашизма и японского милитаризма явилась огромной поддержкой освободительной войны китайского народа, служила вдохновляющим примером для китайских коммунистовинтернационалистов, для всего китайского народа. Она создала необходимые международные условия для победы китайской революции после окончания второй мировой войны.


V

НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА

И ПОБЕДА НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(1946-1949 гг.)

1. ПОСЛЕВОЕННЫП ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИС.

НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЩЕЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

(СЕНТЯБРЬ 1945 — ИЮНЬ 1947 г.)

Обстановка в стране после окончания второй мировой войны. Сразу же после капитуляции Японии в Китае разгорелась острая политическая борьба по вопросу о дальнейших перспективах развития страны, временами перераставшая в открытую гражданскую войну. Народные массы требовали установления внутреннего мира, немедленной ликвидации прогнившей диктатуры гоминьдана и демократизации Китая. Реакционные силы, поддержанные империалистами США, упорно противились любым демократическим преобразованиям и лихорадочно готовились к гражданской войне, намереваясь вооруженным путем подавить революционное движение, возглавляемое Коммунистической партией.

Большинство китайского народа, поддерживая выдвинутый КПК лозунг образования демократического коалиционного правительства, выражало открытое недовольство режимом Чан Кайшп; даже значительная часть национальной буржуазии перешла в оппозицию к гоминьдановскому правительству. Однако требо-


вашш ликвидации гоминьдаповской диктатуры не вылились еще в прямые революционные выступления. Массы, смертельно уставшие от восьмилетней антияпонской войны, рассчитывали на мирный исход борьбы; они надеялись, что чанкайшисты выполнят свои неоднократные обещания и добровольно, не прибегая к насилию, передадут власть демократическому коалиционному правительству. Мирные настроения имели место также в народной армии, в рядах КПК.

К моменту окончания второй мировой войны в Китае сложилось два государственных образования: официальное гоминьдановское правительство, контролировавшее большую часть территории, на которой проживало около 70% населения страны, и освобожденные районы, управлявшиеся фактически независимыми от Чунцина народными правительствами во главе с КПК. Освобожденные районы охватывали значительную часть Северного Китая (провинции Шаньси, Чахар, Хобэй, Суйюаиь, Шаньдун, Хэнань), а также долины Янцзы (Цзянсу, Аньхой и др.)Центральным был Пограничный район Шэнси — Ганьсу — Нинся. Разгром Советской Армией японских захватчиков значительно укрепил позиции КПК. К концу 1945 г. освобожденные районы составляли почти четверть территории Китая с населением около 150 млн. человек. Выросли и боевые силы народных армий, пополнивших свое вооружение за счет капитулировавших японских войск.

Однако и гоминьдановцам удалось с помощью американского империализма укрепить свое стратегическое положение. Уже после капитуляции Японии на американских судах и самолетах в северные и восточные провинции были переброшены крупные контингента гоминьдановских войск (более 0,5 млн. человек), занявших Шанхай, Нанкин, Бэйпин, Тяньцзинь и другие стратегические центры. Под предлогом обеспечения капитуляции японских войск в важнейших городах, портах, узлах коммуникаций были высажены военно-воздушные и морские десанты американской армии (более 90 тыс. человек).

К середине 1946 г. США обучили гоминьдановские войска численностью 150 тыс. человек, вооружили 45 дивизий; в дальнейшем после начала общекитайской гражданской войны обучение и вооружение американскими властями войск Чаи Кай-ши продолжалось в еще больших масштабах. Американцы строили и охраняли в Северном Китае стратегические дороги для гоминьдановской армии. В правящих кругах США рассматривался вопрос об открытой вооруженной интервенции в Китае.

Армия Чан Кай-ши при всех ее внутренних слабостях и ненадежном тыле значительно превосходила войска Компартии чпслетю, в материально-техническом оснащении и в отношении источников снабжения. Но Народно-освободительная армия


(HOA) i пользовалась поддержкой населения освобожденных районов. Бойцы НОА боролись за правое дело национального и социального освобождения китайского народа, и это обеспечивало их высокий боевой дух.

Важнейшим фактором, способствовавшим усилению НОА, была помощь Советского Союза демократическим силам Китая. В Маньчжурии (Северо-Восточный Китай), освобожденной советскими войсками от японских оккупантов и возвращенной китайскому народу, образовался наиболее устойчивый и сильный освобожденный район с относительно развитой по масштабам Китая промышленностью, с прочным тылом (район примыкал к границе с СССР), с возможностью получать экономическую помощь из СССР, а также готовить там свои кадры. Советское командование позаботилось о снабжении населения продовольствием, об открытии школ. На освобожденных территориях население стало создавать народные органы власти, во главе которых становились коммунисты. Компартия вышла из подполья, возрождались профсоюзы, возникали массовые демократические организации. КПК получила возможность распространить свое влияние и на Маньчжурию. Народная армия получила значительное количество оружия, боеприпасов, продовольствия Квантунской армии и войск Маньчжоу-го. В результате к концу 1945 г. КПК имела на северо-востоке хорошо вооруженную мощную группу войск численностью 300 тыс. человек, способную успешно отразить начавшееся наступление гоминьдановцев.

В международном плане наиболее важным для китайской революции был тот факт, что Советский Союз парализовал осуществление планов американских империалистов по организации прямой вооруженной интервенции против демократических сил Китая.

В целом соотношение между демократическими и реакционными силами в Китае после окончания второй мировой войны с учетом всех внутренних и международных факторов характеризовалось относительным, неустойчивым равновесием.

В сложной политической борьбе симпатии большинства народа были на стороне КПК. Однако к началу послевоенного периода Компартия еще не решила проблему завоевания и тем более организации масс. Прочным политическим влиянием она пользовалась только в старых антияпонских базах; в районах, освобожденных после капитуляции Японии (с населением около 50 млн, человек), коммунисты еще не успели пустить глубокие корни, В гоминьдановских районах, особенно в городах, позиции коммунистов оставались слабыми. Там имелись лишь отдельные ячейки КПК, действовавшие в глубоком подполье; связь партии с рабочим классом не была восстановлена. Руководство рабочим движе-

j Так стали называться после окончания второй мировой войны бывшие 8-я и Новая 4-я армии.

21()


ином находилось преимущественно в руках Китайской ассоциации труда — легальной профсоюзной организации, в которой влияние коммунистов было незначительным. Не был охвачен влиянием КПК и безбрежный океан крестьянской бедноты вгомииьдановских районах.

В сложившейся обстановке, когда за мирную демократизацию Китая и предотвращение гражданской войны выступали не только подавляющее большинство китайского народа, но и СССР, к которому хотя бы формально вынуждены были присоединиться США и Англия, руководство КПК решило поддержать лозунги мира и демократии, с тем чтобы взять в свои руки политическую инициативу. В принципе ЦК КПК не исключал возможности «мирного развития» и «легальной борьбы». «Существует возможность,— говорилось в Сообщении ЦК КПК от 26 августа,— что после переговоров под давлением внутренних и внешних сил гоминьдан будет на определенных условиях признавать положение нашей партии, а наша партия также на определенных условиях будет признавать положение гоминьдана. Тогда наступит новый этап сотрудничества обеих партий (плюс Демократическая лига и другие) и мирного развития». Для реализации такой возможности КПК готова была пойти на некоторые уступки, в том числе на значительное сокращение территории освобожденных районов на юге, отказаться от собственной денежной системы и др. Но более вероятной ЦК КПК считал перспективу гражданской войны, поэтому мирные переговоры рассматривались в качестве важного средства политической подготовки к войне. «Мир, демократия и сплочение» были главными лозунгами КПК в этот период.

Мирные переговоры между КПК и гоминьданом. Переговоры между Компартией и гоминьданом продолжались с перерывами начиная с осени 1945 до марта 1947 г. Роль посредника на переговорах с согласия КПК взяла па себя американская дипломатия (вначале посол в Китае Хэрли, затем Маршалл), фактически оказывавшая всяческую поддержку реакции. Активное участие в переговорах принимала Демократическая лига — основная партия промежуточных сил, стремившаяся стать арбитром между коммунистами и гоминьдаповцамп. Однако, несмотря на переговоры, военные действия между гомипьдановскими войсками и народными армиями не прекращались, хотя и носили до лета 1946 г. локальный характер. Политическая деятельность КПК в этот период характеризовалась достаточно гибким сочетанием вооруженной борьбы с использованием возможностей легальной работы в районах гоминьдановского господства. Но главной все же была вооруженная борьба.

Первый тур мирных переговоров с гоминьданом состоялся с 28 августа по 10 октября 1945 г. в Чунцине. Делегация КПК на переговорах включала Мао Цзэ-дуна, Чжоу Энь-лая и Ван


Жо-фоя; гоминьдановскую делегацию возглавлял Чан Кап-пти. 11 октября Мао Цзэ-дун вернулся в Япьань, а остальные члены делегации Компартии остались в Чунцине продолжать переговоры. Результатом первого этана мирных переговоров было соглашение от 10 октября 1945 г. 1 В соглашении содержалось взаимное обязательство КПК и гоминьдана добиваться решения проблем послевоенного демократического переустройства Китая мирным путем, избежать гражданской войны. В то же время текст соглашения вполне выявил различия позиций сторон. Гоминьдан был готов легализовать КПК и формально включить ее представителей в коалиционное правительство при условии отказа коммунистов от армии и власти в освобожденных районах. В китайских условиях легальная Компартия, лишенная армии и территориальных опорных баз и не имевшая серьезных позиций в гоминьдановских районах, не представляла бы особой угрозы господству крупной буржуазии и помещиков. КПК со своей стороны была готова разделить власть с гоминьданом во всем Китае, войдя в коалиционное правительство, но при условии сохранения в ее руках народных армий и власти в главных освобожденных районах. Поскольку договоренности по этим основным вопросам в Чунцине достигнуто не было, остальные пункты соглашения 10 октября повисли в воздухе.

Тупик, в который зашли осенние переговоры с гоминьданом, укрепил убежденность руководства КПК в неизбежности гражданской войны. (По расчетам Мао Цзэ-дуна, она должна была начаться весной 1946 г.) И действительно, сразу же после опубликования коммюнике от 10 октября гоминьдановские войска получили приказ расширить наступательные операции против освобожденных районов. ЦК КПК ответил на это в начале ноября директивой «мобилизовать все силы и, занимая позицию самозащиты, разгромить наступление гоминьдана, отстоять освобожденные районы и добиться установления мира». Выполняя директиву партии, войска НОА нанесли ряд сильных контрударов по гоминьдановским частям.

Угроза гражданской войны, тяжелое экономическое положение в гоминьдановских районах, усиление репрессий, а также американское вмешательство во внутренние дела Китая вызывали глубокое Возмущение в широких слоях китайского народа. Осенью 1945 г. но гоминьдановским районам прокатилась волна забастовок, аитичанкайшистских митингов, демонстраций. Широкий резонанс вызвало выступление студентов Юго-Западного университета в Куньмине, завершившееся 1 декабря расстрелом и массовыми избиениями. Студенческие волнения были традиционным для Китая признаком политической активизации прохмежуточных сил. Несмотря на стихийность и неорганизованность, первое послевоенное массовое выступление населения гомпиьда-

1 Текст соглашения см. в «Цзефан ншбао», 12. X. 1945.


новских районов оказало серьезное воздействие на политическую обстановку в Китае.

Протест китайского народа против угрозы гражданской войны был поддержан мировой общественностью. По настоянию правительства Советского Союза на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Англии, происходившем в декабре 1945 г., было принято решение, в котором отмечалась необходимость мирного объединения Китая и прекращения, гражданской войны. Три державы взяли на себя обязательство придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела страны; было достигнуто согласие в отношении желательности вывода из Китая советских и американских вооруженных сил в возможно кратчайший срок. Это обязательство было выполнено лишь Советским Союзом: вывод советских войск был начат в марте и завершен к 3 мая 1946 г. Американские же войска оставались в Китае вплоть до 1949 г., когда они были вынуждены уйти оттуда под напором победоносной народной революции.

Решения Московского совещания и возмущение масс заставили гоминьдановское правительство временно отступить. В конце декабря между делегациями КПК и гоминьдана возобновились переговоры о прекращении военных действий и созыве Политической консультативной конференции (ПКК), которые привели 10 января 1946 г. к соглашению о перемирии. В тот же день в Чунциие открылась Политическая консультативная конференция с участием представителей гоминьдана, Компартии, промежуточных партий и беспартийных деятелей. Работа и решения ПКК явились наиболее крупным событием в ходе мирных переговоров между Компартией и гоминьданом.. Компартии удалось, опираясь на поддержку демократической общественности и привлекая на свою сторону часть представителей промежуточных сил, взять в свои руки инициативу на конференции. Позиция Компартии была изложена в представленном ею «Проекте программы мирного строительства государства», совпадавшего с Конкретной программой, одобренной VII съездом партии *. Предложения Компартии легли в основу резолюций ПКК, принятых 31 января и содержавших конкретный план мирного перехода от гоминьдановской диктатуры к демократическому коалиционному правительству в форме Государственного совета. 20 мест из 40 в Госсовете предназначалось гоминьдану и 20 — коммунистам, другим партиям и беспартийным, причем решения по важным политическим вопросам должны были приниматься 2 членов Совета.

Постановление об общей политической программе предусматривало отказ гоминьдана от права контролировать правительство, введение самоуправления провинций (что давало возможность

1 «Синьхуа жибао», 17.1.1946.


сохранить демократические порядки в освобожденных районах), предоставление народу демократических прав, осуществление экономической политики на основе суньятсеновского принципа народного благоденствия: земля — хлебопашцу, работа — рабочему, свобода деловой активности — предпринимателям и торговцам, более высокий жизненный уровень — всему населению. Было принято решение о созыве Национального собрания, причем для Компартии и других партий (помимо гоминьдана) резервировалось более 25% мест, что давало им возможность блокировать принятие антидемократических решений. По важнейшему вопросу о реорганизации армии договоренность была достигнута уже после окончания работы ПКК: китайская армия сокращалась до 60 дивизий (по 14 тыс. человек), из них 50 гоминьдановских и 10 коммунистических.

Решения конференции, отражавшие соотношение классовых сил в стране, носили компромиссный характер. Их осуществление позволило бы сделать первые реальные шаги на пути демократизации Китая. Хотя январские соглашения и не отвечали полностью требованиям Компартии, она заявила о своей готовности бороться за их претворение в жизнь. Однако осуществление соглашений было сорвано гоминьдановцами.

Наблюдение за выполнением соглашения о перемирии от 10 января 1926 г. было возложено на Исполнительный штаб, созданный по инициативе Маршалла в Бэйпиие. От КПК в состав штаба входил генерал Е Цзянь-ин. Исполнительный штаб и его разветвленный аппарат на местах активно использовались американцами в собственных политических и военных целях. В то же время Исполнительный штаб служил дополнительным каналом, через который осуществлялись в то время довольно широкие дипломатические контакты между КПК и СЙ1А.

Гоминьдановская клика и не помышляла о выполнении решений ПКК. Она развязала террор против демократических организаций, вероломно нарушила договоренность о прекращении огня, развернув с помощью США наступление своих войск в СевероВосточном Китае.

Состоявшийся в начале марта 1946 г. пленум ЦИК гоминьдана путем различных оговорок фактически отверг решения конференции и принял курс на форсированную подготовку к гражданской войне. К границам освобожденных районов было стянуто около 200 дивизий. С целью камуфляжа этой антинародной политики гоминьдановцы организовали серию антисоветских провокаций, развернули пропагандистскую кампанию против коммунистов, обвиняя их в расколе Китая. Курс Чан Кай-ши на гражданскую войну был поддержан империалистами США, усиленно наращивавшими военный потенциал гоминьдана.

Компартия также активно готовилась к общекитайской гражданской войне. Важнейшей частью этой подготовки была аграрная политика партии,


Первое время после капитуляции Японии КПК продолжала придерживаться подтвержденной VII съездом партии политики ограничения помещичьей эксплуатации путем снижения арендной платы п ссудного процента. Однако, поскольку снижение арендной платы не могло компенсировать все возраставшего бремени, ложившегося на крестьянство в связи с расширением гражданской войны, КПК с начала 1946 г. постепенно переходит к частичной конфискации помещичьей земли. Изъятие части помещичьей земли в пользу крестьян проводилось в этот период иод видом проверки снижения арендной платы в старых освобожденных районах и «сведения счетов с предателями» в новых. По существу это была политика постепенного, замаскированного в тактических целях перехода от снижения арендной платы к ликвидации помещичьего землевладения. Темпы этого перехода находились в зависимости от размаха гражданской войны. Подчиненность аграрной политики КПК задачам и характеру вооруженной борьбы за власть в период народно-освободительной войны прослеживается достаточно отчетливо.

4 мая 1946 г. ЦК КПК принял официальное закрытое решение о возвращении в принципе к политике ликвидации помещиков как класса, т. е. конфискации помещичьих земель и передаче их в собственность малоземельным и безземельным крестьянам «па справедливых уравнительных началах» *. Проведение этого решения в жизнь резко обостряло классовую борьбу в стране и делало неминуемым широкое вооруженное столкновение в самое ближайшее время.

КПК проводила также усиленную военно-мобилизационную подготовку к гражданской войне. Были расширены ряды народного ополчения и улучшено его вооружение, значительно повышена боевая подготовка регулярных войск. Исключительно важное значение ЦК КПК придавал созданию и укреплению военнополитических опорных баз на северо-востоке как одному из основных условий победы в гражданской войне.

Послевоенный политический курс КПК, сочетавший мирные и вооруженные формы борьбы, оправдал себя на практике и позволил партии подготовиться к отпору гоминьдановской реакции. Выработанный под воздействием ряда внутренних и международных условий, этот курс позволил партии избежать опасностей, связанных с переоценкой ее руководством военного фактора китайской революции.

Начало гражданской войны. В конце июня 1946 г. армии Чан Кай-ши начали общее наступление против освобожденных райо-

1 Имеются в виду «Указания ЦК КПК о «сведении счетов», о снижении арендной платы и по земельному вопросу» от 4 мая 1946 г., которые в прессе того времени часто именуются «Указаниями из 18 пунктов» (см. «Коммунистическая партия Китая и крестьянско-аграрный вопрос». [Б. м.], 1947, стр. 87—92 (на кит. яз.); «Хрестоматия по новейшей истории», т. III, ч. I. M., 1961, стр. 276-280.


hob. Гоминьдановская авиация бомбила столицу освобожденных районов Яньань. Благодаря численному превосходству (2 млн. штыков против 1,2 млн. в НОА) и несравненно лучшему вооружению гоминьдановцам в первые месяцы войны удалось добиться временных успехов. С июля по октябрь 1946 г. они захватили свыше 100 городов, включая такие сравнительно крупные центры провинций и районов, как Чэндэ, Чжанцзякоу, Аньдун, Хуайииь. Территория освобожденных районов сократилась на 200 тыс. кв. км. Это был самый трудный период для НОА, Компартии и населения освобожденных районов.

Характерной чертой политики КПК на протяжении первого года народно-освободительной войны было то, что партия не выставляла открыто лозунга насильственного свержения нанкинского правительства, а вела военную и политическую борьбу против него под флагом самозащиты. Это объяснялось главным образом тем, что задача завоевания подавляющего большинства народа на сторону КПК к началу гражданской войны не была еще решена, значительные слои населения, в том числе в освобожденных районах, и даже часть партии и армии не были готовы к восприятию лозунгов радикальной народно-демократической революции. Это обстоятельство приходилось учитывать даже при проведении аграрной реформы, которая сама служила главным инструментом завоевания крестьянства на сторону партии.

В директиве от 20 июля 1946 г. «Разгромить наступление Чан Кай-ши войной самозащиты» ЦК КПК взял курс на развертывание народной, по существу крестьянской, войны против гоминьдаповскоп реакции. Народно-освободительной армии ЦК КПК дал установку на маневренную войну как главную форму боевых действий. Театр военных действий в освобожденных районах был разделен на шесть крупных боевых зон, соответствовавших основным опорным базам НОА, каждая из которых находилась под руководством соответствующих бюро ЦК КПК: 1) Шаньси — Хэбэй — Хэнань (руководители Лю Бо-чэн и Дэн Сяо-гшп); 2) Восточный Китай (руководители Чэнь И, Су Юй, Ло Жуй-ции, Тань Чжэнь-линь); 3) Северо-Восточный Китай (руководители Гао Ган, Линь Бяо, Ло Жун-хуань); 4) Шаньси -— Чахар — Хэбэй (руководители Не Жун-чжэнь и др.); 5) Шаньси — Суйюань (руководители Пэн Дэ-хуай, Хэ Лун); 6) Центральная равнина (руководители Ли Сянь-нянь, Чжэнь Вэй-сань, Се Фу-чжи) 1. Общее военно-политическое руководство осуществляли ЦК КПК и Народно-революционный военный совет под председательством Мао Цзэ-дуиа. Кроме того, имелось Главное командование НОА во главе с Чжу Дэ2.

1 В конце 1947 г. находившиеся здесь соединения НОА были преобразованы во фронты соответствующих наименований (войска Шаньси-Суйюаньского района получили название Северо-Западного фронта).

2 После оставления Яньани в марте 1947 г. Секретариат ЦК КПК был


Опираясь па крестьянство освобожденных районов и применяя тактику маневренной воины, НОА сумела выйти из-под удара гоминьдановских войск и сохранить свою живую силу.

Гоминьдановцы же несли значительные потери и не смогли продолжать наступления на всех фронтах. В следующие четыре месяца (ноябрь 1946 — февраль 1947 г.) чанкайшистские войска вели наступательные операции главным образом в Восточном Китае (северная Цзянсу и Шаньдун), но вынуждены были оставить часть территории освобожденных районов в других провинциях (за эти четыре месяца количество городов, занятых борющимися сторонами, сравнялось). В марте 1947 г. гоминьдановцы предприняли еще одну попытку добиться решающего успеха, нанеся главный удар в направлении Япьани, где в течение 10 лет находились ЦК КПК и Главное командование НОА. 19 марта 1947 г. Яньань была эвакуирована частями НОА. Одновременно развернулось новое гомпньдановское наступление в Шаньдуне.

Но захват Яньани был пирровой победой гоминьдана. Своей основной стратегической цели — уничтожения главных сил НОА и ее опорных баз — контрреволюционному лагерю добиться не удалось. Напротив, соотношение сил в сражениях первого года войны все больше менялось в пользу НОА. Измотав противника в маневренных боях и сохранив при этом свои главные силы ценой потери части территории, НОА ужо с начала 1947 г. перешла в контрнаступление на отдельных направлениях и стала понемногу теснить противника.

Упоенные успехами на фронте в первые месяцы войны, гоминьдаповские заправилы спешили пожать политические плоды военных «побед». 15 ноября 1946 г. правительство Чан Кай-ши вопреки решениям Политической консультативной конференции в одностороннем порядке созвало Национальное собрание, в котором безраздельно господствовали гоминьдановские политиканы. Компартия, Демократическая лига, Китайская ассоциация труда, прогрессивные беспартийные деятели бойкотировали это сборище реакционеров. Чтобы придать гомпньдаиовской террористической диктатуре более респектабельную внешность, Национальное собрание приняло псевдодемократическую конституцию, на деле закреплявшую власть верхушки буржуазии и помещиков. Но и эта конституция вступала в действие лишь через год, когда реакция рассчитывала окончательно разгромить силы революции.

разделен на две части: основная часть Секретариата (Мао Цзэ-дун, Чжоу Энь-лай, Жэнь Би-ши) функционировала еще несколько месяцев в северной части Шэньси, а созданный в апреле 1947 г. Рабочий комитет ЦК (Лю Шао-ци, Чжу Дэ и др.) во главе с Л го Шао-ци избрал своим местопребыванием Хзбэй (деревня Сибайпо уезда Пиншань); в мае 1948 г., когда сюда прибыли остальные члены Секретариата, Рабочий комитет был упразднен.


Пока же на территории, подвластной клике Чап Кай-ши, продолжали свирепствовать законы военного времени.

Развязав антинародную гражданскую войну, реакционные правители Китая одновременно все дальше вовлекали страну в объятия американского империализма. Накануне созыва Национального собрания, 4 ноября 1946 г., правительство Чан Кай-ши подписало с США Договор о дру?кбе, торговле и мореплавании, ставший правовой основой по существу неограниченного американского хозяйничанья в Китае. Вместе с рядом других кабальных соглашений, заключенных гоминьдановцами в 1947— 1948 гг., этот договор фактически лишал Китай национальной самостоятельности и ставил гоминьдановских правителей В полную зависимость от американской военной и экономической помощи, общий размер которой за 1945—1948 гг. составил около 6 млрд. долл. В обмен на эту помощь американский империализм получал контроль над экономикой страны и право политического вмешательства в ее внутренние дела. Большую роль в разработке планов дальнейшего усиления американского контроля над положением в Китае сыграла миссия генерала Ведемейера (июль — август 1947 г.). Результатом миссии Ведемейера был ряд новых соглашений и практических мероприятий, направленных на расширение американской помощи клике Чан Кай-ши и на подчинение Китая целям агрессивной политики США на Дальнем Востоке. Реализация этого курса была возложена на нового американского посла в Китае Лейтона Стюарта.

Революционный подъем в районах гоминъдановспого господства. Антинациональная внешняя и реакционная внутренняя политика гоминьдановской клики еще более углубила политический и экономический кризис в стране. В то время как американские монополии и гоминьдановские заправилы наживались на гражданской войне, народное хозяйство деградировало, положение трудящихся становилось невыносимым. Промышленное и кустарное производство переживало упадок. Национальная буржуазия, пытаясь устоять в конкурентной борьбе с американским капиталом, ухудшала условия труда рабочих. Не выдерживая конкуренции, она закрывала предприятия. Множилась армия безработных. Объем сельскохозяйственного производства составлял в 1947 г. менее 2/з довоенного уровня (1936 г.). Миллионы крестьян теряли последние клочки земли и превращались в пауперов. Десятки миллионов людей голодали.

Все это вызывало возмущение народных масс. В первой половине 1947 г. по гоминьдановскому Китаю прокатилась мощная волна демонстраций, забастовок, голодных бунтов, вооруженных восстаний. В это движение втягивались все слон населения — рабочие, крестьяне, интеллигенция, мелкая городская буржуазия, национальная буржуазия. Число забастовок превысило 3 тыс., в них участвовало 3 200 тыс. рабочих основных пролетарских центров страны — Шанхая, Тяньцзиня, Уханя,


Гуанчжоу, Циндао и др. 1 Центром забастовочной борьбы был Шанхай. В 1947 г. в забастовках и трудовых конфликтах приняло участие свыше 1 млн. шанхайских рабочих.

Наивысший за всю историю китайской революции подъем переживало в 1947 г. студенческое движение. Наиболее яркими эпизодами студенческого движения были антиамериканские забастовки и демонстрации студентов в январе 1947 г. и студенческие демонстрации против голода и войны в мае — июне 1947 г.

Вспыхивают волнения городских низов. За первые пять месяцев 1947 г. в 38 городах девяти гоминьдановских провинций произошли голодные «рисовые бунты», в которых приняло участие более 170 тыс. человек.

Глухое брожение охватило гоминьдановскую деревню: бывали случаи неповиновения властям и даже открытые выступления. Крестьяне протестовали против непосильных налогов, реквизиций и рекрутчины. Это создавало благоприятные условия для развертывания коммунистами партизанского движения в гоминьдановском тылу. В 1947 г. крестьянские партизанские отряды действовали в 17 провинциях. Однако партизанское движение не было массовым. К середине 1948 г. в партизанских отрядах насчитывалось всего 30 тыс. бойцов.

С оружием в руках поднялись против чанкайшистской тирании народы национальных окраин. Вооруженными восстаниями были охвачены Внутренняя Монголия, Сикан, Синьцзян. В Синьцзяне повстанцы добились в 1946 г. включения своих представителей в провинциальное правительство, но в середине 1947 г. гоминьдановцы стали преследовать сторонников национального равноправия и дружбы с СССР и вынудили их представителей выйти из синьцзянского правительства. 28 февраля 1947 г. вспыхнуло вооруженное восстание на Тайване, но оно было потоплено в крови гоминьдановскими палачами.

В Китае складывалась общая революционная ситуация, которая явилась решающим внутриполитическим условием последующих успехов НОА. Уже в начале 1947 г. ЦК КПК (в директиве от 1 февраля) сделал вывод, что Китай находится накануне «новой великой народной революции». В соответствии с этой оценкой был вновь выдвинут временно снятый после капитуляции Японии лозунг единого общенационального фронта, включающего рабочих, крестьян, городскую мелкую буржуазию, национальную буржуазию, «прогрессивно настроенных шэныпи», прочие патриотические элементы, национальные меньшинства и китайских эмигрантов. В мае 1947 г. этот вывод был дополнен положением о складывании двух фронтов революционной борьбы — фронта боевых действий НОА и фронта борьбы населения гоминьдановских районов против власти Чан Кай-ши. Возникновение «второго фронта» в тылу правительственных войск показало, что

1 См. «Рабочее движение в Китае 1945—1949 гг.». М., 1969, стр. 51.

8 Зак. 99


«события в Китае развиваются быстрее, чем предполагалось». Иными словами, возникновение общей революционной ситуации в Китае в 1947 г. было для ЦК КПК до некоторой степени неожиданностью.

В силу своей односторонней приверженности к военно-политическим формам борьбы, недоверия к рабочему классу Мао Цзэ-дун оказался не в состоянии по достоинству оценить все значение новой мощной революционной волны, размывавшей устои буржуазно-помещичьей диктатуры. В стратегию КПК не было внесено существенных изменений. Правда, КПК несколько активизировала свою деятельность в гоминьдановских районах, однако она не могла наверстать упущенного в прошлые годы; ее работа в городах никак не отвечала требованиям обстановки и на протяжении всего периода народно-освободительной войны оставалась наиболее слабым местом партии. Поэтому революционные выступления на подвластных Нанкину территориях, несмотря на их размах и боевое настроение масс, были разрозненными и недостаточно организованными. Путем жесточайших репрессий силам реакции удалось сдержать натиск масс и предотвратить революционный взрыв в контролируемых ими провинциях.

Тем не менее революционный подъем в районах гоминьдановского господства подорвал главную опору власти Чан Кай-ши — его военную машину, лишил правительственные войска устойчивого тыла, изолировал реакцию, создав тем самым необходимые политические предпосылки для решающих военных успехов Народно-освободительной армии.

Особое значение для КПК имел тот факт, что народная армия имела прочный тыл и мощную базу снабжения на северо-востоке: освобожденные районы на протяжении многих тысяч километров непосредственно примыкали к границам Советского Союза. В освобожденные районы Северо-Восточного Китая советские внешнеторговые организации поставляли горючее, автомашины, медикаменты, уголь и другие товары, необходимые для снабжения населения и армии, а также оборудование для школ и больниц. Большую роль в укреплении революционной базы на Северо-Востоке Китая сыграла советская помощь в восстановлении и развитии промышленности, железнодорожных и водных коммуникаций, в подготовке китайских кадров. В соответствии с советско-китайским договором от 14 августа 1945 г. Советское правительство не допустило переброску гоминьдановских войск в Маньчжурию через порт Дальний. Все это позволило превратить освобожденные районы Маньчжурии фактически в главный стратегический плацдарм НОА в период народно-освободительной войны. Однако националистически настроенные группы в руководстве КПК пытались замолчать и отрицать эту большую разностороннюю помощь СССР. Так, в закрытой директиве от 20 июля 1946 г. Мао Цзэ-дун подчеркивал: «Чан Кай-ши получает помощь


от США... Мы не получаем помощи извне... Мы во всем опираемся на собственные силы...» *

Благоприятная международная и внутриполитическая обстановка позволила НОА к исходу первого года войны не


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: