Есть разделы знания, которые немыслимы без заучивания, особенно, (если речь идет о) младших учащихся. И искатель знания должен обратить свое внимание на это.
Ибн аль-Джаузи сказал: «Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое потребное. Несмотря на то, что всякое знание благо, лучше всего начинать с более важного и лучшего».[322]
Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие пять разделов знания, приводимые в порядке своей значимости:
1. заучивание Священного Корана;
2. заучивание как можно большего числа хадисов и преданий о делах предшественников;
3. заучивание стихотворных произведений по различным областям знания, как, например, «Альфийа» Ибн Малика по грамматике, «Альфийа» аль-‘Ираки или ас-Суйути по терминологии хадисов и др;[323]
4. заучивание стихов, побуждающих к отрешенности, призывающих к воспитанию в себе лучших нравственных качеств и т.п;
5. заучивание мудрых изречений и высказываний, передаваемых со слов предшественников.
Высказывания ученых, побуждающих
Заучивать наизусть
Говоря о подобных областях знания, ученые и поэты восхваляют (стремление человека) заучивать наизусть, побуждают к этому и наставляют:
Кому даровано судьбой запоминать,
Тот истины бесспорно постигает,
А кто не смог сберечь такой бесценный дар,
Тот с заблуждением своим не совладает.
А также:
О собирающий листки,
В которых пишешь ты о том,
Что люди передали в знании,
Учи, иначе будешь (за окном),
Как ветер, что бушует беспрестанно.
Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Я записывал все, что слышал, и заучивал все, что записывал».
Наше пренебрежительное отношение