Конкуренция и результативность

Конкуренция достигает целей эффективности, прогресса и социальной

справедливости, когда она является совершенной, что опирается на следующие условия:

1. Абсолютное знание всеми участниками всех нынешних и будущих условий на рынке (идеальная информационная симметрия).

2. Абсолютная мобильность ресурсов и участников рынка.

3. Рациональное поведение всех участников – потребители максимизируют полезность, производители – прибыль.

4. Стабильность выделенных предпочтений, технологий, окружающей среды в условиях равновесия.

5. Отсутствие нерыночных отношений между потребителями и производителями (например, нотариус консультирует бесплатно парикмахера в обмен на бесплатную стрижку).

6. Чистая конкуренция с обеих сторон на каждом рынке – у каждой фирмы малая доля на рынке.

Нетрудно видеть, что первые два положения явно нереальны, остальные могут быть приняты с определенными допущениями.

Эффективный результат конкуренции является достаточно прочным (устойчивым);

любая дополнительная прибыль является сравнительно небольшой.

Вместе с тем, в области совершенных рынков всегда существуют определенные ограничения, которые обусловливают сравнительно малую область эффективности.

Это связано со следующими условиями.

Во-первых, существуют внешние последствия, связанные с изменениями окружающей среды – загрязнениями атмосферы, водных источников и территорий промышленными выбросами; нерациональная добыча полезных ископаемых и т.д.

Внешними эффектами можно считать и общественные товары (дамбы, защитные сооружения, системы образования и здравоохранения и т.д.). Любые внешние факторы, оказывающие влияние на жизнь населения или окружающую среду, побуждают к общественно неэффективному проявлению конкуренции и распределению.

Во-вторых, эффективное распределение не гарантирует справедливости исхода из этических критериев, причем по многим соображениям, вытекающим из прав собственников.

В-третьих, технологический процесс может выступать мощным фактором и обеспечения эффективности, и нестабильности для различных фирм – одни из них

могут быстро реализовать или скопировать нововведение, другие не способны к этому. Технологические изменения, попавшие в сферу чистой конкуренции, способны усилить процессы и условия ухода от чистой конкуренции.

В-четвертых, производители далеко не всегда находят общий язык с

потребителями, приспосабливаются к ним, находят общий язык, что также служит одним из источников нестабильности.

В-пятых, необходимо назвать и такие факторы, как свободу выбора,

безопасность, удовлетворение работой, которые во многом все-таки оказываются за пределами системы конкуренции и ею не управляемы.

Таким образом, ограничения в той или иной степени присущи реальному

рынку и определяют структуру господства рынка и его возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: