Эффективность функционирования ТВС как некоторой человеко-машинной системы — это ее способность достигать поставленной цели в заданных условиях применения и с определенным качеством или, иначе: это комплексное операционное свойство целенаправленного процесса ее функционирования, характеризующее приспособленность этого процесса к достижению цели реализуемой системой операции. Под целью понимается желаемый результат функционирования, достижимый в течение определенного времени. Операция — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение заданной цели. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных эргатических и неэргатических элементов (аппаратных, программных, информационных средств, обслуживающего их персонала, пользователей), непосредственно участвующих в процессе выполнения операции.
Объектом исследования теории эффективности является операция, т.е. процесс применения (функционирования) системы. Применительно к ТВС под операцией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий эргатических и неэргатических элементов сети, направленных на удовлетворение запросов пользователей.
|
|
Предметом исследования этой теории являются закономерности оптимальной организации процесса функционирования системы, а применительно к ТВС — закономерности оптимальной (или рациональной) организации процессов удовлетворения запросов пользователей.
Следовательно, понятие эффективности относится к операции, к процессу функционирования системы, а не непосредственно к системе, когда используется другое понятие — качество. Качество системы — это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность системы удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Под свойством системы понимается ее объективная особенность, проявляемая при создании и эксплуатации (использовании) системы. Важно подчеркнуть, что понятие эффективности функционирования системы является более широким, чем понятие качества системы. Эффективность зависит от качества, но не наоборот. Оценивание эффективности связано не только со свойствами системы, но и со свойствами результата ее функционирования и ресурсов, затрачиваемых на достижение данного результата, т.е. с оцениванием объектов, не включаемых в систему. Иначе говоря, эффективность функционирования системы определяется не только свойствами системы, но и способами и условиями ее применения. Понятие эффективности предусматривает совместный анализ эффекта и затрат на его достижение.
|
|
Иногда для краткости вместо длинного термина «эффективность процессов функционирования системы» употребляют более короткий термин «эффективность системы», имея в виду при этом ту же трактовку.
Вопросы оценки эффективности функционирования сетей необходимо рассматривать в тесной связи с теми целями, которые достигаются (или должны быть достигнуты) при их использовании. Это положение является ключевым в самом определении эффективности. В связи с этим в дальнейшем эти вопросы будем рассматривать применительно к корпоративной вычислительной сети (КВС), так как оценка эффективности ее функционирования (особенно выбор показателей эффективности) напрямую согласуется с задачами производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) корпорации, использующей КВС в качестве технической базы по решению всех задач.
При оценке эффективности функционирования КВС следует базироваться на основополагающих, методологических предпосылках, которые заключаются в следующем:
1. КВС принадлежит к классу человеко-машинных систем (СЧМ). Это относится и к отдельным функциональным частям сети (подсистемам): абонентским системам, сетям передачи данных и их звеньям и узлам, центрам обработки информации КВС и др. Следовательно, при исследовании эффективности сети независимо от ее принадлежности к тому или иному типу СЧМ необходимо учитывать параметры и характеристики всех трех компонентов: человека (обслуживающего персонала сети и пользователей), машины (программно-аппаратных средств сети) и производственной среды.
Деление СЧМ на типы производится по трем признакам:
а) по виду эксплуатации (использования) системы. По этому признаку СЧМ делятся на три типа:
• СЧМ регулярного (постоянного) применения в течение более или менее длительного времени;
• СЧМ многоразового применения, используемые периодически, причем периодичность использования, т.е. включения системы в режим целевого применения определяется назначением системы и требованиями по ее поддержанию в работоспособном состоянии. В перерывах между работой в режиме целевого применения проводится профилактическое обслуживание системы;
• СЧМ одноразового применения, используемые однократно, причем длительность использования определяется назначением системы и зависит от сложившихся условий ее функционирования. В остальное время с определенной периодичностью выполняются работы по поддержанию СЧМ в работоспособном состоянии;
б) по роли и месту человека-оператора (ч-о) в системе. Здесь выделяются три вида СЧМ: целеустремленные системы (тип С1), в которых процесс функционирования полностью определяется человеком; целенаправленные системы (тип С2), в которых человек и технические средства рассматриваются как равнозначные элементы системы; целесообразные системы (СЗ), в которых человек не управляет процессом функционирования, а лишь обеспечивает его. При исследовании эффективности этих систем необходим соответственно человеко-системный, равноэлементный или системотехнический подход;
в) по степени влияния трудовой деятельности человека-оператора на эффективность функционирования СЧМ. Здесь выделяют три типа СЧМ [13]: системы типа А, в которых работа оператора выполняется по жесткому технологическому графику; системы типа В, в которых такой график отсутствует, поэтому оператор может изменять темп и ритм своей работы; системы типа С, для которых характерным является задание конечного результата (заданный объем продукции в любом случае должен быть обеспечен).
Для целей исследования эффективности функционирования КВС деление СЧМ на типы Cl, С2, СЗ является первичным, а деление на типы А, В, С — вторичным, т.е. сначала необходимо наметить подход к исследованию рассматриваемой системы в зависимости от роли и места в ней человека, а затем установить ее принадлежность к одному из типов: А, В или С.
|
|
КВС можно отнести к таким видам СЧМ:
а) по виду использования это СЧМ регулярного (постоянного) применения (в них профилактические работы проводятся без выключения сети, в оперативном режиме). Однако отдельные подсистемы и звенья КВС могут относиться к СЧМ многоразового применения: это отдельные абонентские системы или ЛВС, которые могут периодически отключаться ввиду отсутствия необходимости в их использовании или переключаться на проведение профилактических работ;
б) по роли и месту человека-оператора (ч-о) в сети они являются целенаправленными СЧМ, в которых человек и материальные (неэргатические) объекты рассматриваются как равнозначные элементы. Соотношение значимости этих элементов может быть различным, но не таким, чтобы сеть следовало относить уже к другому типу — целеустремленным (когда ч-о полностью определяет процесс функционирования КВС) или целесообразным (когда ч-о лишь обеспечивает процесс функционирования сети);
в) по степени влияния трудовой деятельности ч-о на эффективность функционирования человеко-машинные системы относятся главным образом к типу В, в которых жесткий технологический график работы ч-о отсутствует. Он может изменять темп и ритм своей работы, и здесь особенно явно ощущается зависимость эффективности функционирования сети от ч-о. Однако могут быть и такие случаи, когда сеть, рассматриваемая в обычном режиме как СЧМ типа В, работает как система типа С, для которой характерным является задание конечного результата (заданный объем работы в любом случае должен быть выполнен, например передача фиксированного объема новостей всем адресатам за приемлемое или заданное время). Следовательно, одна и та же сеть для одних пользователей рассматривается как система типа В, а для других — как система типа С.
Степень детализации при учете характеристик трудовой деятельности ч-о в ходе исследования эффективности функционирования сети определяется типом КВС и наличием достоверных данных по этим характеристикам. Однако практически, принимая во внимание непостоянство состава обслуживающего персонала сети, тем более пользователей, и, как следствие, отсутствие достоверных сведений об индивидуальных характеристиках их трудовой деятельности, приходится пользоваться ожидаемыми усредненными характеристиками этой деятельности.
|
|
2. Оценка эффективности функционирования КВС должна осуществляться всесторонне, так как сама эффективность является наиболее общим, интегральным свойством, обусловливающим качество операции. Она зависит от всех факторов, влияющих на процесс проведения операции.
В связи с этим эффективность целесообразно рассматривать как интегральное свойство, определяющее:
• степень соответствия сети своему назначению (целевая эффективность);
• техническое совершенство сети (техническую эффективность);
• экономическую целесообразность (экономическую эффективность).
3. Эффективность КВС должна оцениваться с учетом влияния на процессы функционирования сети всех факторов.
Факторы, определяющие эффективность функционирования КВС, можно разбить на такие группы:
а) свойства самой сета:
• общие: готовность, надежность, живучесть, ремонтопригодность;
• индивидуальные: структура сети, функциональные возможности сети в целом и ее эргатических и неэргатических элементов;
б) свойства привлекаемых ресурсов:
• количество ресурсов каждого типа;
• качество привлекаемых ресурсов;
в) свойства условий функционирования сети:
• неуправляемые (природные условия, воздействие источников помех, интенсивность неуправляемых потоков запросов пользовате-. лей и др.);
• управляемые (организация функционирования, реализуемые способы доступа к передающей среде и управления обменом данных и др.).,
4. В рамках комплексного исследования эффективности КВС, узлов и звеньев должна предусматриваться оценка эффективности внедрения новой техники (новых аппаратных, программных и информационных средств) и технологий.
Новая техника и технологии (НТТ), внедряемые в КВС, могут быть разделены на три группы:
• НТТ-1 — новая техника и технологии, непосредственно участвующие в процессе производства продукции, т.е. в процессе удовлетворения запросов пользователей. К ним относятся: новые аппаратные и программные средства, непосредственно участвующие в передаче и обработке информации по запросам пользователей; новые информационные средства, используемые для удовлетворения этих запросов; новые сетевые технологии, также непосредственно используемые в процессе производства продукции сетей;
• НТТ-2 — новая техника и новые информационные технологии, используемые для управления ПХД корпорации, ее отделений и предприятий. К ним относятся новые средства информатизации корпорации и автоматизации управления ее ПХД. Непосредственно в производстве продукции они не участвуют;
НТТ-3 — новые средства, входящие в состав эргономического обеспечения и предназначенные для повышения эффективности трудовой деятельности операторов (администраторов, пользователей) человеко-машинных систем, функционирующих в составе КВС. Принадлежность внедряемых средств и технологий к одной из указанных групп определяется их назначением. Например, на таком предприятии, как центр обработки информации (ЦОИ) сети, компьютер может входить в первую группу, если он непосредственно участвует в решении задач по запросам пользователей, или во вторую группу, если он включен в состав АСУ ЦОИ, или в третью группу, если он используется как средство повышения эргономичности одной из СЧМ ЦОИ. В связи с этим для полноты исследований необходимо рассматривать эффективность внедрения всех трех групп НТТ.
Необходимость и целесообразность деления НТТ на три группы объясняются следующими факторами:
• принципиальным различием техники и технологии указанных групп по своему непосредственному целевому назначению (хотя конечная цель их использования одна и та же — повышение объема и качества выпускаемой продукции сети, т.е. повышение эффективности функционирования сети, увеличение количества и качества предоставляемых услуг, повышение интеллектуального уровня услуг), что в свою очередь отражается на методологии оценки эффективности их применения и особенно на требованиях по эффективности;
• наличием специфики при формировании методологических и методических основ оценки эффективности использования НТТ различных групп. Следовательно, правомерным и целесообразным является такой
подход, когда методология оценки эффективности внедрения НТТ
включает:
• методологические основы такой оценки, общие для НТТ всех трех Групп;
• методологические аспекты, специфические для оценки эффективности внедрения НТТ различных групп.
5. КВС — сложная человеко-машинная система, процесс функционирования которой определяется и характеризуется многими показателями и параметрами. В связи с этим проводить оценку эффективности такой системы как единого и неделимого целого не всегда целесообразно и нередко трудно осуществимо. Оценку можно проводить отдельно для крупных функциональных частей сети, таких, как ЛВС, входящих в состав КВС, сети связи, центры обработки информации и др. Полученные дифференциальные оценки используются для формирования интегральных оценок всей сети.
6. Оценка эффективности функционирования системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации (СЭОРЭ) КВС или функциональных частей может осуществляться автономно ввиду специфичности такой оценки. Эргономическое обеспечение (ЭО) оказывает существенное влияние на выходные технико-эксплуатационные и технико-экономические характеристики сети, а также на качество производимой сетью продукции с учетом того, что эта продукция имеет специфический характер (это результаты удовлетворения запросов пользователей сети). Требования по качеству продукции КВС во многом определяются ее видом. На первый план могут быть поставлены своевременность, достоверность, объем предоставляемой информации и др. Расходы на формирование и функционирование СЭОРЭ КВС, связанные с обеспечением требуемого качества продукции сети, должны иметь обоснованные ограничения, так как по мере роста требований по качеству эти расходы увеличиваются форсированно.
При эксплуатации (использовании) КВС увеличиваются также расходы на контроль качества продукции, обусловленного эргономическим обеспечением. Здесь важное значение приобретают организационные формы и мероприятия по контролю, методы и средства контроля, задачи, функции и технология работы службы контроля (если есть необходимость в ее организации), методы и средства оценки эффективности контроля.
Таким образом, при оценке эффективности (тем более экономической эффективности) системы эргономического обеспечения должны учитываться расходы на достижение требуемого качества продукции сети, обусловленного функционированием этой системы, а также расходы на упомянутый выше контроль качества продукции.
Ниже рассматриваются основные методологические предпосылки и аспекты оценки эффективности внедрения НТТ, осуществляемого с целью совершенствования уже эксплуатируемой КВС, Эти аспекты представлены отдельно для каждой из групп НТТ, а также общие для всех групп.
1. Оценка должна осуществляться с помощью системы показателей двух типов — интегральных (для интегральной, суммарной, обобщенной оценки) и частных (для оценки частного эффекта, получаемого при внедрении НТТ).
2. В результате внедрения НТТ, кроме целевого эффекта, может быть получен как прямой экономический эффект, имеющий непосредственное стоимостное выражение, так и косвенный экономический эффект, который оценивается с помощью временных, точностных, надежностных и других единиц измерения. Для оценки суммарного
Экономического эффекта, достигаемого при внедрении НТТ, необходимо учитывть прямой и косвенный эффекты.