Эффективности управления качеством

По вопросам определения и оценки эффективности как управ­ления качеством, так и управления производством в целом извест­ны различные методические подходы. При этом все они на первом этапе учитывали, в основном, только экономические последствия управленческих решений. На таком подходе базировались практи­чески все традиционные методики (их условно можно отнести к первому поколению). Однако начиная примерно с 1950-1960-х гг. ученые и практики пришли к выводу о необходимости учета, поми­мо экономического эффекта, сначала социальных, а затем и экологи­ческих последствий. На устранение их воздействий в расчетах стали учитывать дополнительные затраты. При невозможности полно­стью ликвидировать последствия в расчеты закладывали затраты на их компенсацию. Именно этот подход суммирования всех затрат и компенсаций на социальные и экологические последствия был положен в модернизированные методики определения эффектив­ности.

Попытки выразить различные виды экономической, социальной, экологической и научно-технической эффективности в универсаль­ных единицах измерения (в данном случае в стоимостных) определи­ли бесперспективность такого подхода. Это связано с игнорировани­ем качественной противоречивости и неравнозначной приоритетно­сти рассматриваемых сторон эффективности.

При определении эффективности системного управления качест­вом следует учитывать, в первую очередь, общечеловеческие требова­ния, направленные на обеспечение необходимой безопасности каждого потребителя, всего общества, их экологического благополучия и науч­но-технического развития человечества. Данные стороны результатов системного управления должны стать приоритетными по сравнению с экономической эффективностью. Вместе с тем в условиях рыноч­ных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социаль­ной и научно-технической направленности), следует принимать бо­лее рациональные решения по управлению.


Определение эффективности управления качеством должно ос- новываться на принципах, учитывающих приоритетные общечеловече-ские ценности и адаптированные к условиям рыночныхотношений. В соответствии с таким подходом рассматриваемая задача может ре­шаться на базе определенных принципов.

Принцип приоритетности социальных и экологических эффек­тов, который означает, что при оценке эффективности управления качеством необходимо учитывать в первую очередь социальные и экологические эффекты с одновременной их проверкой по критери­ям безопасности и экологичности.

Принцип комплексногоподхода, определяющий необходимость учета при определении эффективности всех возможных затрат и ресурсов при системном управлении качеством, а также все возни­кающие результаты (последствия) создания и использования про­дукции и предоставляемых услуг (результатов деятельности органи­зации) на всех стадиях их жизненного цикла и уровнях управления. При этом необходимо учитывать все эффекты, получаемые не толь­ко во внутренней, но и внешней среде. Таким образом, расчет эф­фектов в результате реализации системного управления качеством необходимо проводить относительно всей системы организации и внешней среды. Не следует забывать о том, что в рамках конкрет­ной подсистемы, как правило, выполняется только определенная технологическая операция, составляющая всего лишь часть общей работы по удовлетворению определенной потребности. Эта потреб­ность полностью удовлетворяется лишь в результате совместного действия всех подсистем, т.е. в рамках всей системы управления качеством. Кроме того, надо иметь в виду эффекты, получаемые за счет решений по управлению во всех элементах, а также в других взаимосвязанных с ними системах (например, выполнения плана поставок, охраны окружающей среды и др.). Реализация принципа комплексного подхода при определении эффективности системно­го управления качеством требует рассмотрения всего состава под­систем системы управления организации в целом и комплекса ком­понентов внешней среды.

Принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и не-достоверности имеющейся информации, означающий снижение до возможного минимума отрицательного ее влияния на принимаемые решения по управлению качеством и результаты деятельности всей социально-ээкономической системы.

^Принцип сопоставимости результатов, означающий необходи­мость обеспечения сравнимости достигаемых социальных, экологи­ческих и экономических эффектов за счет функционирования систе­мы управления качеством по следующим признакам:


•социальным последствиям;

•экологическим последствиям;

•объемам удовлетворения потребностей разработчиков и изгото­вителей (продавцов) продукции;

•объемам и диапазонам (взаимозаменяемости) удовлетворения потребностей потребителей продукции;

•признаваемости и авторитетности сертификатов на системы управления качеством и продукцию;

•временному фактору, приводя разновременные эффекты к усло­виям их соизмеримости и ценности к определенному времени (с учетом инфляции и т.п.);

•неопределенности и рисков, связанных с достижением эф­фектов.

Оценка эффективности управления качеством должна произво­диться сопоставлением данных с учетом принимаемых и реализован­ных мер и без них.

+ Принципобязательного учета и анализа затрат на обеспечение и управление качеством. Без реализации данного принципа практи­чески невозможно определить экономическую эффективность управ­ления качеством. Основные положения проведения учета и анализа затрат на качество на предприятии целесообразно регламентировать, например, в методической инструкции «Учет и анализ затрат на ка-чество на предприятии».

• Помимо указанных правил определения эффективности следу­ет учитывать ряд других принципов:

прогрессивности и максимума эффекта, т.е. при обосновании эф­фективности того или иного мероприятия по управлению каче­ством предпочтение следует отдавать тому, который позволяет получить наибольшее значение положительного эффекта;

учет фактора времени; это обусловливает обязательность уче­та изменения эффектов с течением времени, стоимости раз­новременных результатов и затрат с предпочтением получе­ния более быстрых результатов и поздних затрат, влияния на них инфляции и возможности использования в расчетах не­скольких валют;

учет эффектов, получаемых только от рассматриваемых мер по УК, то есть прошлые или настоящие, но не связанные с ними результаты и затраты не должны учитываться;

многоэтапность определения эффективности управления качест­вом, что означает необходимость расчета (с различной глубиной) на каждой стадии разработки, внедрения и реализации мер по системному УК;

количественный учет влияния неопределенностей и рисков реализа- ции мер по управлению качеством.


3.7.2. Основные источники эффектов

и показатели расчета эффективности управления качеством

Функционирование системы управления качеством может соз­дать разнообразные источники эффектов, определяющие эффектив­ность этой системы. Каждый из эффектов может носить реальный или потенциальный характер. Реальными, как правило, являются экономические виды эффектов. Остальные же виды эффектов несут, в основном, в себе только потенциальный экономический эффект. Например, разработанное изобретение как новшество высшего уров­ня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после его реализации. Или, например, повышение степени удовле­творения физиологических потребностей управленческих работни­ков может сократить потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, качество воспроизводства трудовых ре­сурсов и т.д., что не рассчитаешь сразу в форме экономического эф­фекта. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, поч­ву, воду сохраняет экосистему, увеличивает продолжительность жиз­ни человека и т.д. Этот эффект невозможно сразу перевести в стои­мостные категории (доход, прибыль и т.п.).

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: экономический эффект разработки и внедрения каких-либо мер по улучшению качества и управления (по существу новшеств и иннова-ций ) может быть потенциальным или фактическим (реальным, ком­мерческим), а научно-технический, социальный и экологический эф-фекты могут иметь форму, как правило, только потенциального эконо-мического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конеч­ные результаты внедрения мер по улучшению системы управления качеством, то любой результат можно оценить в стоимостном выра­жении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получе­ния фактического экономического эффекта и степень неопределен­ности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в ка­чество результатов предприятия).

Среди всех видов эффектов можно выделить несколько наиболее типичных.

Та к, источниками социальных эффектов при проведе нии ра б от по повышению уровня и совершенствованию управления качеством могут быть:

• повышение качества принятия управленческих решений и их реализации;

• повышение оперативности управленческого аппарата;

• повышение квалификации управленческого и производствен­ного персонала;


• повышение безопасности продукции, услуг и работ;

• улучшение условий и организации труда (влияние на изменение условий труда работников может быть оценено, например, от­дельными санитарно-гигиеническим и психофизиологическим показателями, но не исключается также оценка, измеряемая в натуральном или в стоимостном выражении);

• повышение безопасности труда;

• повышение степени безопасности работников;

• прирост дохода работников;

• сокращение рабочего времени персонала;

• повышение степени удовлетворения физиологических потреб­ностей работников (например, в повышении надежности обес­печения теплом, электроэнергией, продуктами питания и т.п.);

• повышение степени удовлетворения социальных и духовных по­требностей;

• увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей;

• изменение количества рабочих мест;

• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работни­ков, включая улучшение условий и возможностей отдыха;

• улучшение структуры управленческого и производственного персонала (может оцениваться показателями изменения чис­ленности работников с тяжелым физическим и вредным для здоровья трудом, увеличение доли работников с высшим или средним специальным образованием; сотрудников, подлежа­щих обучению, переподготовке, требующих повышения ква­лификации);

• экономия свободного времени работников вне предприятия и потребителей.

Следует отметить, что в экономической оценке социальных ре­зультатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затра­ты, которые необходимы для достижения социальных эффектов или обусловленные социальными последствиями реализации результатов улучшения управления качеством (например, затраты на предостав­ление бесплатного или льготного жилья, повышение затрат на вы­плату пособий по временной нетрудоспособности или по безработи­це), обычно учитываются в расчетах эффективности в общем поряд­ке. Возможные доходы от реализации этих мер (например, часть стоимости жилья, возмещаемая работником или другой организаци­ей; выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитывают­ся в расчетах экономических эффектов.

Источниками экологических эффектов за счет улучше ния уп ра вле- ния качеством могут быть:


• уменьшение загрязнения окружающей среды; уменьшение штра­фов за нарушение экологических требований;

• повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

• снижение отходов производства;

• повышение экологичности и эргономичности производства;

• улучшение эргономичности (снижение уровней шума, вибрации и т.п.) выпускаемых товаров.

Научно-технические эффекты по результатам улучшенного управ- ления качеством могут быть:

• количество зарегистрированных авторских свидетельств;

• увеличение удельного веса новых информационных технологий;

• увеличение удельного веса новых прогрессивных технологиче­ских процессов;

• повышение коэффициента автоматизации производства;

• повышение организационного уровня производства и труда;

• рост количества публикаций (индекса цитирования);

• повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран.

Экономическими эффектами более совершенного управления ка­чеством могут быть:

• снижение затрат на управление (3=3hч, гдеЗ,3,у - затра­ты на управление соответственно до и после проведения работ по совершенствованию управления качеством);

• прибыль от лицензионной деятельности;

• прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау;

• прирост объема продаж;

• сокращение срока окупаемости инвестиций;

• сокращение сроков капитального строительства;

• улучшение использования ресурсов: рост производительности труда;

• повышение фондоотдачи;

• ускорение оборачиваемости оборотных средств;

• снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (аналогично и в сфере разработки и проектирования);

• уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции;

• снижение стоимости контроля продукции;

• снижение трудоемкости производственных процессов;

• предотвращение поступления в производственный процесс не­доброкачественного сырья и материалов;

• уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей;


• уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям;

• уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт;

• уменьшение ущерба за нарушение контрактов;

• повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготов­ленной продукции;

• повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости).

Основные источники получения позитивных результатов управле­ния качеством в сфере производства:

1) снижение производственных затрат на исправление дефектов из­
готавливаемой продукции
(аналогично и в сфере разработки и проек­
тирования), руб.:

Э = 3, - 32,

где 3„ 32 - затраты на устранение дефектов до и после внедрения системы соответственно;

2) уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции, руб.:

А-ВЩ-У)

где А - объем продукции, натуральные единицы измерения; В - уменьшение брака, %; Ц - цена единицы продукции, руб.; У- стои­мость единицы продукции по цене утилизации, руб.;

3) снижение стоимости контроля продукции, руб.:

Э = С,-С2;

4) снижение трудоемкости производственных процессов, руб.:

Э =А(Т, Я,- Т2Нг),

где Т - норма времени на единицу производства продукции, ч; Н - часовая тарифная ставка, руб.;

5) предотвращение поступления в производственный процесс недоб-
рокачественного сырья и материалов:

Э- АЦ-К

А

где JL. ~ объем забракованного сырья и материалов за расчетный пе­риод, руб.; Апт - поступивший объем сырья и материалов за расчет­ный период, руб.; К коэффициент, учитывающий потери на одно изделие при поступлении недоброкачественного сырья и материалов;

6) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям
(претензиям) потребителей, руб.:


7) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной
продукции и выплат по рекламациям,
руб.:

Э «ш, - ш2,

где Ш„ Ш, штрафы соответственно до и после внедрения системы;

8) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт, руб.:

Э = С,-С2;

9) уменьшение ущерба за нарушение контрактов, руб.:

Э = у, - у2,

где У,, У2 - ущербы соответственно до и после внедрения системы;

10) повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготов­
ленной продукции,
руб.:

Э = п2-п,,

где Л,, П, - прибыль, получаемая за счет ассортимента, до и после внедрения системы соответственно;

11) повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции
повышенного качества (при неизменности себестоимости),
руб.:

Для того чтобы достаточно объективно рассчитывать экономи­ческие показатели и эффективность систем управления качеством, необходимо организовать и проводить учет, анализ и планирование затрат на обеспечение качества, т.е. во многом измерять качество с финансовой точки зрения. Не уменьшая при этом значимость авто­ритета торговой марки и имиджа всего предприятия. Следует отме­тить, что требования в отношении учета и определения затрат на качество содержатся в ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001. Однако дан­ная задача является относительно трудной, так как в определенной мере многие расходы на качество являются распределенными по другим системам предприятия, поэтому их следует предварительно четко структурировать.

За счет улучшения системы управления качеством могут быть по­лучены другие положительные результаты за счет мероприятий по улучшению системного управления качеством:

• увеличение объемов продаж более полно соответствующей тре­бованиям потребителей изготовленной продукции и предостав­ляемых услуг;

• снижение себестоимости продукции и услуг;

. более точное выполнение поставок продукции в срок;

• сокращение сроков разработки и постановки новой продукции
на производство;

I


• увеличение объемов производства продукции и услуг, соответст­
вующих требованиям потребителей.

По оценкам западных экспертов все средства, направленные на улучшение управления качеством, позволяют получить эффект в со­отношении (по разным оценкам) примерно 1: (3,5 * 20). В связи с этим и с учетом вышеизложенных принципов затраты на обеспечение системного управления качеством следует рассматривать как инве-стиции, что позволяет использовать, в основном, те же показатели для расчета, что и при оценке эффективностиинвестиционных проектов (например, используя «Методические рекомендации по оценке эф­фективности инвестиционных проектов и их отбору для инвестиро­вания». Издание официальное. - М., 1999).

Улучшение деятельности в области управления качеством может оцениваться на основе:

• общественной эффективности;

• коммерческой эффективности.

Основные показатели общественной эффективности должн ы п о- казывать социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные последствия осуществления деятельности по со­вершенствованию управления качеством для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты на систему управ­ления качеством, так и «внешние»: затраты и результаты в объедине­ниях предприятий, холдингах, отраслях, финансово-промышленных группах, смежных секторах экономики, регионах, национальном хо­зяйстве страны и мирового сообщества в целом.

Показатели коммерческой эффективности учтывают финансовые последствия улучшения деятельности по управлению качеством применительно к объектам:

• предприятию;

• структурам более высокого уровня по отношению к предпри­ятию: городу, району, региону и национальному хозяйству, от­расли; для отдельных отраслей национального хозяйства, фи­нансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

• бюджету (государства и других бюджетов всех уровней).

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эф­фективности, можно использовать, например, такие, как:

• чистый доход;

• чистый дисконтированный доход;

• внутренняя норма доходности;

• потребность в дополнительном финансировании (другие назва­ния - ПФ, стоимость проекта, капитал риска);

• индексы доходности затрат и инвестиций;

• срок окупаемости;

• группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.


Дополнительно по эффективности можно рассчитывать другие показатели, например точку безубыточности и ряд других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow