Рассмотренная в предыдущем разделе структурная схема системы управления качеством (см.рис.8.2) может быть представлена также в виде организационной структуры, функционирующей на предприятии, разрабатывающем и выпускающем приборостроительную продукцию.
Наиболее типичной организационной структурой является научно-производственное объединение (НПО), состоящее из предприятия, разрабатывающего приборы и завода-изготовителя.
Взаимосвязь подразделений единой службы управления качеством научно-производственного объединения как системы представлена на рис. 8.4. Здесь объединены три самостоятельно действующие подсистемы: подразделения, разрабатывающие изделия, служба управления качеством и подразделения производства.

Рис. 8.4. Структура системы управления качеством.
Первая подсистема состоит из разработчиков изделий: схемотехников, программистов, конструкторов и технологов. Они создают проектную и технологическую документацию, по которой после освоения технологических процессов в производстве изготавливают изделия. Разработанная проектно-технологическая документация должна гарантировать выпуск качественных изделий. Качество выпускаемых изделий во многом определяется степенью соответствия изготовленного изделия требованиям проектной документации и отсутствием отступлений от технологической документации в процессе производства.
Рассмотрим подробнее назначение службы управления качеством, обеспечивающей функционирование соответствующей подсистемы. Необходимость специальной подсистемы управления качеством вытекает из объективной неизбежности ошибок, отказов, сбоев, органически присущих техническим средствам и людям-исполнителям, входящим в состав сложных систем.
Подсистема управления качеством включает совокупность организационных, технических, информационных и экономических методов и средств для планомерного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции на этапах проектирования, производства и эксплуатации. В подсистеме управления качеством разрабатываются:
· методы и средства управления качеством проектирования, используемые в подсистеме разработчиков;
· методы и средства управления качеством изготавливаемой продукции, используемые в подсистеме производства.
Главными задачами в указанной подсистеме являются задачи получения, обработки и обобщения информации о качестве. Обобщение информации производят в результате контроля и испытаний приборов на всех этапах их «жизненного» цикла. В результате контроля и испытаний приборов накапливается информация, которая после ее обработки, систематизации и обобщения используется для организации управляющих воздействий. На выходе управляемого процесса (проектирования или производства) производят контроль и (или) испытания изделия. Полученные результаты сравнивают с нормами технической документации (техническое задание на стадии проектирования; конструкторская документация на стадии производства). При наличии отклонений после соответствующего анализа информации подаются управляемые воздействия на вход управляемого процесса.
На каждом из этапов проводят анализ отказавших или некачественных (бракованных) изделий. Главная задача такого анализа — установление причины брака. В зависимости от причины брак по принадлежности к его вероятным виновникам классифицируется на три группы: конструкционный, производственны и эксплутационный.
Брак возникший в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм проектирования изделий, называют конструкционным; брак, возникающий в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовление или ремонта, выполнявшегося на предприятии-изготовителе — производственным; брак или отказ, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта — эксплуатационным.
В случае обнаружения конструкционного брака управляющие воздействия должны обеспечить организацию работ в разрабатывающих подразделениях по совершенствованию проектно-технологического варианта изделия. Когда брак производственный, управляющие воздействия направлены на укрепление технологической дисциплины в производстве. Таким образом, информация, получаемая в результате контроля, испытаний и эксплуатации посредством анализа брака и отказавших изделий, является технической основой для управляющих воздействий, осуществляемых на всех этапах «жизненного» цикла изделия.
Естественно, что масштабы производства и его тип накладывают отпечаток на структуру службы управления качеством, ее численность и конкретные задачи.
Однако на всех предприятиях, выпускающих приборы, отдел испытаний является необходимым звеном службы управления качеством, имитирующим сферу применения и эксплуатации продукции, и одним из основных объективных источников внутренней информации о фактическом качестве изделий. Эта информация позволяет установить более оперативную обратную связь в системе «качество готовой продукции — проектирование и технологический процесс ее производства», чем в системе «изготовитель — потребитель — изготовитель». Основное требование к отделу испытаний — получение достоверной информации о соответствии изделий стандартам технических условий (ТУ) и нормативно-технической документации (НТД), на основании которой принимаются окончательные решения о приемке изделий, о доработках, о сроках разработок, освоении продукции и т. д. В связи с этим особо важное значение в работе отдела имеют организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение высокой надежности оборудования, соблюдение режимов испытаний.
Особая роль в структуре службы управления качеством отводится отделу надежности. Этот отдел занимается не только разработкой и внедрением методов опенки надежности готовой продукции, но и вместе с разработчиками и изготовителями изделий участвует в разработке рекомендаций по повышению ее качества и надежности на основании проводимого анализа брака и отказов. Главная задача отдела технического контроля (ОТК) — предотвращение дефектов и отклонений от установленных норм.
В настоящее время все мероприятия по управлению качеством продукции рекомендуется реализовать в виде “Комплексной системы управления качеством продукции” [26 ].
В КС УКП предусмотрены к реализации следующие специальные функции в процессе управления качеством продукций:
· прогнозирование потребностей технического уровня и качества продукции;
· планирование повышения качества продукции;
· нормирование требований к качеству продукции;
· аттестация продукции;
· организация разработки и постановки на производство новой продукции;
· организация технологического обеспечения качества продукции;
· организация метрологического обеспечения качества продукции;
· организация материально-технического обеспечения качества продукции;
· специальная подготовка и обучение кадров в области УКП;
· обеспечение стабильного уровня качества продукции при ее изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и потреблении (эксплуатации);
· стимулирование работников на повышение качества продукции;
· контроль качества изготовления и испытания продукции;
· организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственного надзора и контроля за внедрением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;
· правовое обеспечение качеством продукции;
· информационное обеспечение КС УКП;
· организация взаимодействия предприятия по вопросам качества продукции с потребителями и поставщиками;
· внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
· технико – экономический анализ улучшения качества продукции;
· организация труда по изготовлению качественной продукции.






