Действие антропогенных стрессоров на динамику биоценозов

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружества), основываясь на Уставе Содружества, руководствуясь решениями Генеральной конференции мер и весов, рекомендациями и документами Международной организации законодательной метрологии, Международного бюро мер и весов,

принимая во внимание межправительственное соглашение "О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" от 13 марта 1992 года,

стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств - участников Содружества в данной области регулирования правоотношений,

в целях защиты установленного правопорядка, прав и интересов юридических и физических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и регулирования отношений между государственными органами управления и субъектами хозяйствования по вопросам изготовления, использования, ремонта, продажи и проката средств измерений, приняла настоящий акт в качестве рекомендательного документа в области обеспечения единства измерений во всех государствах - участниках Содружества.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений находятся в установленных границах с заданной вероятностью;

законодательная метрология - часть метрологии, относящаяся к деятельности, совершаемой национальным органом по метрологии и содержащей государственные требования, касающиеся единиц, методов измерения, средств измерений и измерительных лабораторий;

средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений (в том числе: меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, измерительные системы и установки и т.д.);

эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и/или хранения единицы величины (кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

государственный (национальный) эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории своего государства;

нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и иные нормативные и методические документы, определяющие требования и порядок проведения работ по обеспечению единства измерений;

национальный орган по метрологии - орган государственного управления, уполномоченный осуществлять руководство работами по обеспечению единства измерений в государстве;

метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;

метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы или метрологической службой юридического лица по проверке соблюдения метрологических правил и норм;

поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органом государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами (организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям;

сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;

калибровка средств измерений - совокупность операций, которые служат для установления при определенных условиях соотношения между показаниями измерительных приборов или измерительных систем или значениями величин, воспроизводимых материальной мерой или стандартным образцом, и соответствующими значениями величин, воспроизводимых эталоном;

методика выполнения измерений - совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.

Статья 2. Законодательство об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - участников Содружества.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве в области обеспечения единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства

измерений

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет национальный орган по метрологии (НОМ).

К компетенции НОМа относится:

- межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в государстве;

- представление правительству на утверждение предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

- установление правил создания, утверждения, хранения и применения государственных эталонов единиц величин;

- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

- организация и осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

- руководство деятельностью государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

- участие в деятельности международных организаций по метрологии.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства

измерений

В соответствии с национальным законодательством в области обеспечения единства измерений НОМ утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и подлежащие обязательному применению на территории государства.

Глава 2. ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИН, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ

ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 6. Единицы величин

1. При измерениях применяются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения, правила написания и применения единиц величин, а также применение на территории государства наравне с ними внесистемных единиц величин устанавливает правительство, за исключением случаев, предусмотренных актами национального законодательства.

2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Статья 7. Государственные эталоны единиц величин

Техническую основу обеспечения единства измерений в государстве образуют государственные эталоны единиц величин, создание и содержание которых осуществляется государством. Государственные эталоны единиц величин предназначены для воспроизведения и хранения единиц величин и используются в качестве исходных с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории страны. Государственные эталоны единиц величин подлежат утверждению НОМом.

Статья 8. Средства измерений

1. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в стране, и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным к ним требованиям.

2. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает НОМ.

Статья 9. Методики выполнения измерений

1. Измерения, результаты которых используются в областях, на которые распространяется государственный метрологический контроль и надзор, должны осуществляться по аттестованным в установленном порядке методикам.

2. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяет НОМ.

Глава 3. МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Статья 10. Государственная метрологическая служба и иные

государственные службы обеспечения единства

измерений

1. Государственная метрологическая служба находится в ведении НОМа и включает:

- государственный научный метрологический центр (центры);

- региональные (территориальные) органы государственной метрологической службы.

В государственную метрологическую службу могут входить другие службы по обеспечению единства измерений в соответствии с национальным законодательством.

2. Государственный научный метрологический центр (центры) несет ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение национальных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

3. Органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за субъектами хозяйствования на закрепленных за ними территориях.

Статья 11. Метрологические службы государственных органов

управления и юридических лиц

1. Государственные органы управления, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

2. При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

3. Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, разрабатываемыми на основе типового положения, утверждаемого НОМом.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Статья 12. Виды государственного метрологического контроля

и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор включают:

- испытания и утверждение типа средств измерений;

- поверку средств измерений;

- лицензирование (регистрацию) юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи или проката средств измерений;

- надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, за соблюдением метрологических правил и норм;

- надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

- надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные виды метрологического контроля и надзора.

Статья 13. Сферы распространения государственного

метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:

- здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, продукции, процессов;

- торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом;

- государственные учетные операции;

- обеспечение обороны государства;

- геодезические и гидрометеорологические работы;

- банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

- производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с национальным законодательством;

- испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям национальных стандартов;

- обязательную сертификацию продукции и услуг;

- измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления страны;

- регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Национальным законодательством государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Статья 14. Утверждение типа средств измерений

1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений, предназначенные для производства или ввоза, подвергаются испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается НОМом и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений.

Срок действия этого сертификата устанавливается НОМом при его выдаче.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет НОМ.

2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами НОМа, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений, а также другими организациями, аккредитованными НОМом в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном НОМом порядке.

4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории страны контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей и пользователей.

5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях НОМа.

7. Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших испытания и утверждение их типа.

Статья 15. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

2. Право поверки средств измерений может быть предоставлено НОМом аккредитованным метрологическим службам юридических лиц при условии, что их деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом государственной метрологической службы.

4. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются оттиском поверительного клейма или/и свидетельством (сертификатом) о поверке.

Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются НОМом.

5. Правила организации и проведения поверки устанавливаются НОМом.

6. При выполнении поверочных работ с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти соответствующего региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе:

- предоставлять им соответствующие помещения;

- обеспечивать вспомогательным персоналом и транспортом;

- извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Статья 16. Лицензирование (регистрация) деятельности

юридических и физических лиц по изготовлению,

ремонту, продаже и прокату средств измерений

1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь после регистрации в порядке, устанавливаемом НОМом.

2. Лицензирование (регистрация) деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений производится после проверки органами государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия (свидетельство о регистрации) аннулируется.

Статья 17. Государственный метрологический надзор за выпуском,

состоянием и применением средств измерений,

аттестованными методиками выполнения измерений,

эталонами, соблюдением метрологических норм и правил

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом НОМом.

Статья 18. Государственный метрологический надзор

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении

торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров.

Порядок проведения указанного вида метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.

Статья 19. Государственный метрологический надзор

за количеством фасованных товаров в упаковках

любого вида при их расфасовке и продаже

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.

Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.

Статья 20. Права и обязанности государственных инспекторов

(и/или иных уполномоченных должностных лиц)

по обеспечению единства измерений

1. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

- посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

- проверять соответствие используемых единиц физических величин допущенным к применению;

- принимать участие в государственных испытаниях средств измерений;

- поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

- проверять применение аттестованных методик выполнения, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

- проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

- отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

- использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, имеют право:

- на бесплатный проезд к объектам проверки при наличии задания на проверку;

- на контрольные закупки товаров без предъявления удостоверения.

2. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

- запрещать применение и выпуск средств измерений, не прошедших утверждение типов или не соответствующих утвержденному типу, а также не прошедших поверку;

- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или истек срок межповерочного интервала;

- при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

- представлять предложения по аннулированию регистрации на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

- давать предписания о запрете выполнения работ, в отношении которых установлены обязательные требования по измерениям и которые выполняются с нарушением этих требований;

- налагать штраф на субъекты хозяйствования за реализацию ими средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с обязательными требованиями стандартов, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

- давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

- составлять акты проверок и/или протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

3. Другие права и обязанности могут быть дополнительно установлены национальным законодательством.

Статья 21. Ответственность государственных инспекторов

(и/или иных уполномоченных должностных лиц)

1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать национальное законодательство, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включающие разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с национальным законодательством.

2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд.

3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Статья 22. Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 5. КАЛИБРОВКА И СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 23. Калибровка средств измерений

1. Средства измерений, не подлежащие обязательной поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже в порядке, устанавливаемом владельцем или потребителем этих средств.

Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или свидетельством (сертификатом) о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

2. На основе договоров, заключаемых с органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать свидетельства (сертификаты) о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены калибровочные работы.

При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.

3. Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами в соответствии с условиями заключенных договоров.

4. Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи свидетельства (сертификата) о калибровке или нанесении калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются НОМом.

Статья 24. Сертификация средств измерений

Добровольная сертификация средств измерений проводится в соответствии с актами национального законодательства.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Уголовная, административная либо гражданско-правовая

ответственность

Юридические лица, а также государственные органы управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Глава 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 26. Обязательное государственное финансирование

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

- разработка (приобретение), совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;

- фундаментальные исследования в области метрологии;

- работы, связанные с ведением служб времени и частоты, стандартных образцов, стандартных справочных данных;

- содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;

- разработка утверждаемых НОМом нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- работы по государственному метрологическому контролю и надзору.

2. При разработке государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств национального бюджета, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы метрологического обеспечения.

3. Объемы финансирования работ по обеспечению единства измерений определяются с учетом рекомендаций Рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации Европейской экономической комиссии ООН в объеме 0,005% ВНП.

Статья 27. Оплата метрологических работ и услуг

Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими центрами и органами государственной метрологической службы: испытания для последующего утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений, разрешение на деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, сертификация средств измерений, калибровка средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и метрологических лабораторий, другие услуги - оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.

Действие антропогенных стрессоров на динамику биоценозов.

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма, или сообщество из продуцентов, консументов и редуцентов, населяющих один биотоп. Биоценоз характеризуется определённой биомассой, продукцией, а также упорядоченностью строения, т.е. определенной структурой.

Различают:

1. Пространственную структуру биоценоза, проявляющуюся в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве (напр., ярусность леса);

2. Видовую структуру биоценоза, определяемую видовым составом его населения и соотношением численностей (или биомасс) всех входящих в него популяций, и

3. Трофическую (пищевую) структуру, основу которой образуют переплетающиеся трофические цепи.

Структура биоценоза устойчиво поддерживается во времени (гомеостаз) за счёт взаимодействия всех его компонентов. Кроме довольно важных трофических связей, в биоценозе существуют связи, основанные на том, что одни организмы становятся субстратом для других (напр., деревья и лишайники на них); создают для других необходимый микроклимат; обеспечивают нормальное размножение организмов (напр., опыление цветковых растений насекомыми) или их расселение (напр., распространение кедровкой семян сибирской кедровой сосны) и т. п. При изучении видовой структуры биоценоза или какой-нибудь отдельной входящей в него группировки используются показатели видового разнообразия, оценивающие одновременно число видов и соотношение их численностей. Видовое разнообразие биоценоза обычно снижается при сильных внешних воздействиях (напр., разнообразие водных биоценозов резко падает при загрязнении вод пром. стоками).

Экосистемный уровень предполагает изучение круговорота веществ и потоков энергии. Круговорот веществ осуществляется при участии запаса биогенов, организмов-продуцентов (растения, создающие органическое вещество из неорганических), организмов-консументов (животные, распределяющие и регулирующие потоки вещества и энергии) и организмов редуцентов (грибы и бактерии, которые разрушают органические вещества, пополняя запас биогенов).

Для оценки биологического ущерба лесных сообществ в условиях техногенной нагрузки предложено использовать основные характеристики фитоценоза – видовое разнообразие и ценотическую значимость структурных компонентов сообщества. При сильном и продолжительном воздействии токсической нагрузки наблюдается структурное преобразование организации фитоценозов. Выпадение структурных компонентов, представленных в виде отдельных горизонтальных ярусов, начинается с самых уязвимых – мохового и лишайникового покровов.

Считают, что для выявления соотношения доза-эффект на уровне экосистем в качестве биоиндикатора необходимо рассматривать всю экосистему, а точнее – исследуемый биогеоценоз.

Значительное количество исследований в мире по данному вопросу позволило определить стадии трансформации экосистем и с помощью биоиндикаторов оценить пороговые нагрузки для каждой из этих стадий. Так, в лесных экосистемах вблизи промышленных предприятий стадия выпадения чувствительных видов (1-я стадия) наблюдается в том случае, если фоновая нагрузка превышена в 1,5-2 раза. Стадия структурных перестроек экосистемы (2-я) наблюдается при нагрузках в 2,7-4,0 раза выше фона, стадия частичного разрушения экосистемы (3-я) – при превышении фона в 6,0- 7,0 раз. Наконец, полное разрушение экосистемы отмечается при нагрузках в 10 и более раз выше фона.

Многолетние работы позволили разработать информативные параметры лесных экосистем для мониторинга и экологического нормирования. Для древесного яруса к их числу относятся:

– общий запас древостоя,

– доля сухостоя по запасу,

– масса отпада деревьев,

– продуктивность древостоя (средний радиальный прирост древостоя за год),

– масса фотосинтетически активных фракций (индекс листовой поверхности, соотношение биомасс ассимилирующих и запасающих органов),

– плотность подроста, всходов и самосева доминирующих пород.

Параметрами живого напочвенного покрова являются: биомасса травянисто-кустарничкового яруса (проективное покрытие), биомасса мохового яруса (проективное покрытие), доля рудеральных и адвентивных видов, продуктивность ягодников, лекарственных растений, съедобных грибов.

Для почвы это – скорость разложения активных фракций опада (масса подстилки и ее толщина, подстилочно-опадочный коэффициент, скорость деструкции экспонируемой в почве чистой целлюлозы), запас гумуса в почвенном профиле, буферность почв против кислотных агентов, актуальная кислотность почвенного раствора верхних горизонтов, запас доступных растениям соединений азота и фосфора.

Среди параметров почвенной биоты следует назвать общую численность почвенной мезофауны, плотность дождевых червей (а также диплопод в широколиственных лесах), биомассу почвенных грибов, наличие бактерий, участвующих в процессах азотфиксации и нитрификации.

Для фауны надземных ярусов предлагается оценивать плотность населения орнитофауны.

Следует заметить, что население почвообитающих беспозвоночных в разных географических зонах и ландшафтах дает сходные реакции и на разные виды загрязнений. Прежде всего они проявляются в: уменьшении общего обилия, снижении таксономического разнообразия, возрастании доли эвритопных видов, увеличении пространственной неоднородности и перемещении основной массы животных в более нижние горизонты почвы, а также изменении трофической структуры сообщества в сторону возрастания доли зоофагов.

Все эти показатели и могут быть использованы в биомониторинге и экологическом нормировании. Что же касается орнитофауны, то здесь в биоиндикационных работах используются такие показатели, как общая численность, структура населения, видовое богатство, плодовитость, количество вылупившихся птенцов, параметры яиц, динамика роста и масса птенцов накануне вылета, параметры крови птиц, ферментативная активность и другие. Популяционные и организменные показатели позволяют достаточно четко определить объективный порог, за которым наблюдаются патологические изменения – исследуемая группировка птиц не воспроизводит себя, либо энергетические ресурсы яиц и слетков не обеспечивают необходимую жизнеспособность вылупляющихся птенцов и молодых птиц.

Среди различных показателей экосистем для биоиндикации представляют интерес трофическая структура и сукцессионные изменения.

Трофическая структура. Нарушение соотношения между блоками продуцентов, консументов, редуцентов. Например, вблизи комбинатов цветной металлургии, толщина подстилки достигает 20 см, превышая норму в 3–4 раза. Это происходит из-за угнетения почвенных беспозвоночных, ускоряющих процесс разрушения растительных остатков.

Сукцессии – естественные смены сообществ от простых и неустойчивых до сложных и устойчивых. Последние получили название зрелых, или климаксных. Антропогенный пресс нарушает естественный ход сукцессий. Страдают прежде всего заключительные стадии – зрелые климаксные сообщества, они не формируются. Процесс все время отбрасывается на более ранние стадии. Например, полная сукцессия лесов в Подмосковье предполагает не только смену березняков ельниками, но и формирование сложных смешанных лесов с участием дубов. Редкость таких лесов свидетельствует о глубоких преобразованиях территории. Попытки воспроизвести естественную сукцессию встречают большие трудности. При лесной рекультивации отвалов угледобывающей промышленности посаженные деревья не образуют настоящих лесов. Даже спустя 30 лет в почве под ними не развивается характерный для лесов комплекс сапрофагов-разрушителей лесной подстилки, что свидетельствует о существенном отличии почвенных и лесорастительных условий на отвалах, по сравнению с лесами. Беспозвоночные животные являются в данном случае биоиндикаторами формирования «неполноценных» экосистем.

В целом, нарушения среды на ценотическом и экосистемном уровнях приводят к:

– упрощению структуры сообществ и экосистем;

– нарушению внутренних связей (между видами, экологическими группами, блоками экосистемы и т.д.), т.е. механизмов саморегуляции сообществ и экосистем.

Выявление этих признаков – основной путь биоиндикации на высших уровнях организации живого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: