Существуют две основных классификации франчайзинга в зависимости от вида.
Первая классификация выделяет три вида франчайзинга: производственный франчайзинг, товарный франчайзинг и сервисный франчайзинг. Основой для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав. Конечно, деление это достаточно условно, поскольку в системе отношений могут присутствовать элементы различных видов.
1. Производственный франчайзинг.
В этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки. Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Франчайзером может выступать как производитель сырья, так и производитель готовой продукции, а также обладатель прав на патент и ноу-хау, не занимающийся непосредственно производством.
Производственный франчайзинг решает ряд основных задач:
|
|
1) разделение труда и специализация производства;
2) увеличение объема производства и расширение производственной программы;
3) обеспечение экономичности производства;
4) увеличение гибкости производства и сбыта, соизмеримое с требованиями рынка;
5) оперативное внедрение новых идей;
6) освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.
Решение этих задач позволяет работать на опережение и приобретать конкурентные преимущества, что особенно важно в условиях сокращения жизненного цикла товаров.
Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга является компания “Кока Кола”.