Инфляция: сущность, виды и показатели ее измерения

Слово инфляция в переводе с латинского языка означает «вздутие». Инфляция - это процесс обесценения денег, который проявляется в росте цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфля­ция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной мас­сой без учета потребностей товарооборота.

Западные экономисты, рассматривая причины ин­фляции, говорят о двух видах инфляции:

1) Инфляция спроса, которая предполагает, что у населения имеется избыток денег. В связи с этим равновесие между спросом и предложением нарушается, и это нарушение идет со стороны спроса.Инфляция спроса имеет место тогда, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем растет реальный объем производства.

2) Инфляция предложения, при которой нарушение равновесия идет со стороны предложения. В этом случае причиной инфляции выступает рост денежных расходов (издержек), которые несут фирмы, производящие товары и услуги.

Пока прирост заработной платы отстает от роста производительности труда или соответствует ему, инфляция отсутствует. Когда же прирост заработной платы превышает прирост производительности труда, тогда развиваются инфляционные процессы.

Наконец, причиной роста инфляции издержек может происходить из-за роста цен на производственные ресурсы.

Преодолеть эту инфляцию можно путем повышения производительности труда, внедрения новой технологии, ограничения роста заработной платы, прибылей и цен, снижения ставок процента, использования субсидий и конкуренции.

По характеру проявления различают следующие типы инфляции:

1) Подавленная инфляция. Она присуща экономике с административным управлением, ценами и доходами. Подавленной она называется потому, что государство, устанавливая контроль над ценами и доходами, не позволяет открытого проявления инфляции в единственно доступной ей форме - в росте денежных цен. Инфляция в этом случае принимает «подпольный» характер.

Внешне цены не растут, стабильны, но так как масса денег в стране растет, то их избыток трансформируется в товарный дефицит. Появляются постоянные очереди, а продавцы начинают спекулировать дефицитными товарами. Возникает "черный рынок" (нелегальная форма инфляции в условия ее подавления).

2) Открытая инфляция. Она характерна для стран с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения ведет к открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денег. Открытая инфляция, конечно, искажает рыночные процессы, но тем не менее сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капитала.

С точки зрения темпов роста инфляции, различают три вида инфляции:

1) Умеренная, или ползучая инфляция, когда цены растут медленно, менее 10% в год. В этом случае стоимость денег практически сохраняется. Отсутствует риск заключения контрактов на будущее.

2) Галопирующая инфляция. В этом случае рост цен измеряется сотнями процентов в год. Деньги резко обесцениваются. Становится невыгодным заключать контрактные сделки. Все стремятся быстрее превратить деньги в товары.

3) Гиперинфляция. Цены ежемесячно возрастают не менее чем на 50%, что означает их повышение в течение года не менее чем в 129-130 раз. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Это означает, что ситуация вышла из-под контроля.

Кроме того, различают:

- ожидаемую инфляцию, т.е. предсказуемую, прогнозируемую инфляцию;

- неожидаемую инфляцию, это непредсказуемая и непрогнозируемая инфляция;

- сбалансированную инфляцию, когда цены на раз­личные товары изменяются одинаковыми темпами, т.е. соотношение между различными ценами остают­ся неизменными;

- несбалансированную инфляцию, при которой цены на различные товары растут разными темпами, поэтому соотношение между ценами на разные товары постоянно меняются.

Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить, цены одного периода с ценами другого. Совокупность товаров и услуг, выбранных для анализа роста цен, составляет потребительскую корзину. Чем больше товаров и услуг мы поместим в корзину, тем точнее будут полученные результаты. Определив набор корзины, можно рассчитать индекс потребительских цен:

, (10.2)

где Ip - индекс потребительских цен,

Р0 - цены в базовом периоде,

Р1 - цены данного (текущего) периода.

Аналогично рассчитываются индекс цен на промыш­ленную продукцию, индекс валового внутреннего продукта и др.

Для того чтобы количественно измерить инфляцию можно применить "правило числа 70":

(10.3)

Например, если годовая инфляция равна 8%, то 70:8=9 годам, т.е. через девять лет произойдет удвоение годовой инфляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: