Совокупный спрос (AD) - это количество произведенной продукции, на которую предъявляется покупательский спрос в национальной экономике.
Наиболее важным фактором, влияющим на величину совокупного спроса, является уровень цен в национальной экономике. Между уровнем цен и объемом национального производства, на который предъявляется спрос, существует обратная, отрицательная связь (рисунок 9.1).
Рисунок 9.1 - Кривые совокупного спроса
Кривая совокупного спроса ( AD) показываетзависимость между уровнем цен в национальной экономике (Р) и совокупным спросом на товары и услуги (ВНП).
На уровень и динамику совокупного спроса влияет уровень цен, который отражается движением вдоль кривой AD совокупного спроса.
Основными составляющими совокупного спроса являются: потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.
Кроме общего уровня цен, на совокупный спрос влияют неценовые факторы.
К неценовым факторам относятся:
1) изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменениями в уровне благосостояния потребителей, в их ожиданиях, в размерах потребительской задолженности и уровне налогообложения;
|
|
2) изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют динамика процентной ставки, перспективы получения прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимательство, развитие технологии и степень использования производственных мощностей;
3) изменения в государственных расходах, как правило, вызываемые соответствующими решениями в рамках экономической политики государства;
4) величина чистого экспорта, зависящая от динамики и уровня дохода страны в сравнении с другими странами и от валютного курса национальной денежной единицы. Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается вправо (AD1 - рост совокупного спроса) или влево (AD2- его снижение) (см. рисунок 13).