Педагогическое взаимодействие как совместная деятельность

<...> Начать такую проработку можно с представления взаимо-действия ребенка и взрослого как ситуации совместной деятельнос-ти, в которой каждый из участников выполняет определенную фун-кцию (роль, операцию). Мотивы, детерминирующие данную деятель-ность, у ребенка и взрослого, конечно, не могут быть полностью идентичными. Однако они должны иметь что-то общее. Полученный результат обязательно должен быть значимым и для ребенка, и для взрослого. Именно при такой ситуации в процессе педагогического взаимодействия происходят изменения и ребенка и взрослого. Эти-то изменения и представляют собой процесс образования. Процесс этот действительно обоюдный, и если со взрослым человеком ничего не происходит в процессе взаимодействия с учеником, то трудно пред-положить, что ребенок будет чему-то учиться, что-то постигать. Все же позиция взрослого отличается от положения ученика. И важней-шее отличие — это требование к педагогу осознавать и прогнозировать возможные изменения, их направление, содержание. Не только про-гнозировать стихийные изменения, но и управлять ими. Если для школьника существует лишь сама совместная с учителем деятель-ность (совместное познание, творчество, созидание), то для взрос-лого данная деятельность не только имеет самостоятельное значе-ние, но и выступает как составляющая другой, более сложной вос-питательной деятельности.

В случае отсутствия у педагога осознания сверхзадачи процесса образования мы получаем неуправляемый процесс с непредсказуе-мым результатом, каждый из элементов которого существует отдель-но и часто противоречит другим. Именно с такой разорванностью и стихийностью связаны часто непоследовательность и бессмысленность педагогических приемов, мероприятий, «новых форм работы». <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: