Занятие 24. Информированность о путях передачи ВИЧ-инфекции

О. П. Исакова

Вводные замечания. Проблема рискованного поведения до послед­него времени оставалась в отечественной психологии «белым пят­ном», тогда как западные исследователи уже давно и успешно изуча­ют этот феномен, ставший одним из ключевых понятий целого ряда смежных наук — психологии аддиктивного поведения, эпидемиоло­гии, науки об общественном здоровье.

ВИЧ-инфекция, как и все связанное с угрозой для жизни, немед­ленно «обросла» бесконечными мифами, которые в условиях общего дефицита информации создают обстановку всеобщей дезинформи­рованности. Вместе с тем совершенно очевидно, что первым этапом профилактической работы, направленной на предотвращение рас­пространения ВИЧ, должна стать работа просветительская, а важ­ным показателем готовности наших сограждан противостоять над­вигающейся пандемии служит их осведомленность в этой проблеме. Одним словом, «кто предупрежден, тот вооружен».

Цель занятия. Оценить уровень информированности о поведении, создающем риск инфицирования ВИЧ.

Методика. Анкета Дж. А. Келли, направленная на оценку уровня зна­ний о ВИЧ. Она состоит из трех частей, позволяющих оценить как общие знания об этой инфекции и путях ее передачи, так и инфор­мированность о поведении, характерном для представителей так на­зываемых групп риска, или уязвимых групп: гомосексуалистов, би­сексуалов и принимающих наркотики.

Проведение. Исследователь раздает участникам текст анкеты, где на каждый вопрос испытуемому предлагается отметить тот вариант от­вета, который покажется ему верным. После этого исследователь сопоставляет полученные ответы с ключом.

Процедура проведения оценки предполагает прежде всего не ко­личественный, а качественный анализ результатов, который позво­ляет выявить «белые пятна» в знаниях о ВИЧ и впоследствии спла­нировать групповую или индивидуальную работу, касающуюся главным образом поведения людей. Несмотря на то что осуществление методи­ки помогает составить общую картину типичных заблуждений, кото­рые имеются у представителей разных социальных и возрастных групп, наиболее предпочтительным представляется проведение этой анкеты в качестве первого этапа как образовательно-просветитель­ской, так и обучающей работы, направленной на повышение инфор­мированности и поведенческой компетентности.

Контрольные вопросы

1. Что, по вашему мнению, необходимо делать для того, чтобы ин­формированность о проблеме находила отражение в поведении человека?

2. Какие аспекты информированности о данной проблеме необхо­димо использовать в первую очередь при разработке профилак­тических программ?

Приложение 24.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: