- Мы сегодня познакомимся с одним из детских писателей Д. Г. Киекбаевым.
Джалил Гиниятович Киекбаев - выдающийся ученый-языковед с мировым именем. «Человек с душой», отзывался о нем немецкий писатель Фридрих Вольф. Получив в тридцатых годах высшее образование в Москве, профессор Киекбаев долгие годы работал в Башкирском государственном университете. Он знал несколько языков. Произведения немецкогй, английской, французской литературы свободно читал в оригинале. В своих многочисленных трудах по языкознанию он сделал большие открытия мирового масштаба.
Джалил Киеубаев находил время также заниматься литературно - художественным творчеством. Его роман «Родные и знакомые» стал любимым произведением почитателей его таланта, а «Лесные сказки», написанные специально для детей, много раз издавались на башкирском, русском и других языках.
Д) чтение отрывков из книги «Лесные сказки»
- Сегодня мы с вами познакомимся с книгой Дж.Г. Киекбаева «Лесные сказки». Прочитаем отрывки из сказок, (чтение сказки «Почему медведь без хвоста», «Почему медведь зимой спит»)
|
|
- Каким показывает автор в этих сказках медведя? (выслушиваются ответы учащихся.)
III. Физкультминутка.
Работа с текстом
А) чтение сказки
- В нашей книге есть сказка Дж.Г.Киекбаева «Почему медведь злится на Муравьёв?».
- А теперь прочитаем сказку.
Б) анализ
- Вот мы прочитали ещё одну сказку Киекбаева, чем похожи эти сказки?
- Каким показывает автор медведя, лису?
- Что можно сказать о муравьях?
- Обобщение урока
-В каждой сказке есть глубокий смысл, то, что нас учит чему - то хорошему. Чему учит данная сказка?
(Выслушиваются высказывания детей)
Медведь - злой, прожорливый, коварный, сильный.
Муравьи, пчелы - маленькие, беззащитные, трудолюбивые, они приносят пользу, но не могут защитить себя от медведя.
- А в жизни бывают ли люди с таким характером, как у медведя в сказке? Что бы вы сказали таким людям? Что произойдет, если человек с таким характером попадет в лес? Что нужно ему знать? К какому выводу мы пришли?
Вывод:
1) Нужно беречь природу. Не разорять, не разрушать то, что сделано руками других.
2) Нельзя свою силу использовать для разрушения.
3) Нужно жить в согласии и мире с окружающими. Люди должны понимать, что без природы не будет их самих. Поэтому, сделать всё, чтобы сохранить, сберечь её.
- В завершение урока послушаем стихотворение.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!