Некоторые виды опор для воспроизведения поэтических и прозаических текстов

1. Словник літературознавчих термінів. Л.І.Тимофєєв, С.В. Тураєва. Москва, "Просвещение", 1974.

2. Основи теорії літератури. Л.І. Тимофєєв. Москва, "Просвещение", 1976.

Тема самообразования: развитие речи младших школьников

Развивая речь, человек развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного мышления. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением.

Правила для педагогов

-Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, а очень часто.

-Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, тремя…Но помните: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

-Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

-После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые задавали детям, и замените на один, более точный.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Развитие речи невозможно без хорошей памяти.

Очень часто можно услышать по поводу какого-нибудь ребенка, что он не запоминает стихи, на занятиях по развитию речи молчит. И не всегда в эту группу попадают дети с нарушениями речи. Есть различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка запоминать и воспроизводить тексты, как поэтические, так и прозаические. Это и определение ассоциативных и ситуативных стимулов, и выделение ключевых слов, и составление мнемотехнических цепочек. Но во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры.

Что такое опора? Это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, сем. Цель такого кодирования – соотнося слова из текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст. Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности в себе и выводит ребенка на новый уровень речевого развития. Часто даже один случай такого преодоления приносит нужный нам успех, создает у ребенка мотив к повторению удачного для него опыта.

  1. Заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность.
  2. Привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка к запоминанию.
  3. Выбор каждого вида опоры помогает найти личностно ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его, таким образом, задействуя только один анализатор – слуховой; но не все дети обладают способностью на слух воспроизвести текст, именно они и не справляются с поставленной задачей. Взрослые люди находят различные способы, чтобы упростить себе задачу (прочитать, переписать, пропеть и т. п.), Дети еще лишены способности анализировать собственные действия, их последствия и причины неудач. Поэтому именно взрослые должны помочь определить и выбрать способ запоминания, подсказать, какой именно прием будет эффективным.

Известны маленькие хитрости, способные привести к быстрому запоминанию текста. Иногда Достаточно после или в момент прочтения текста дать ребенку что-то вкусненькое, чтобы текст хорошо запомнился (помогает возникающая связь между информацией и удовольствием). Сладость можно заменить приятным запахом, красивой музыкой. Иногда необходимо утрированно показать ритмический рисунок (стихи). Этот прием хорош для правополушарных детей. Можно использовать хлопки, топанье, различные движения, даже крики (запоминанию способствуют непроизвольное слуховое внимание и память). Производя все эти действия, мы создаем мнемоякорь для слов и фраз текста, используя возможности нашей психики. Он и позволяет закрепить в памяти текст. Чем больше анализаторов будет принимать участие в запоминании, тем большая вероятность того, что ребенок лучше запомнит текст.

Некоторые виды опор для воспроизведения поэтических и прозаических текстов

Опорой могут служить действия, которые упомянуты в тексте. («Расскажи руками». Таким образом мы заучиваем физминутки. К слуховой памяти присоединяется кинетическая (двигательная) память в совокупности с эмоциональным настроем. Таким же приемом можно пользоваться и при запоминании прозаического текста.)

Опорой может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения или рассказа. (Педагог, читая текст, отмечает на картинке все смысловые элементы текста. В этом случае к слуховой памяти присоединяется зрительная. У ребенка слуховое восприятие не совсем такое, как у взрослых. Он не всегда точно воспринимает информацию. Не совсем понятные слова у него заменяются на акустически сходные, но знакомые. Поэтому и воспроизведение может содержать неточности. Сюжетная картинка поможет избежать их.)

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. (К слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: