Во всех странах мира постоянно ведется работа по созданию и совершенствованию планов чрезвычайного реагирования на экстремальные ситуации. В 1987 году Комиссией ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП) разработана система мероприятий при промышленных авариях – АПЕЛЛ (осведомленность и подготовленность к ЧС на местном уровне). Она адресована национальным правительствам, местным органам власти и руководителям промышленных предприятий.
В систему объединенных сил «быстрого реагирования» стран Европы входят подвижные медицинские бригады и отряды, организованные на базе многопрофильных больниц. Их деятельность начинается с предварительной медицинской разведки в зоне катастрофы, которая позволяет оценить ситуацию и определить:
1. Примерное число пострадавших, характер и тяжесть поражений;
2. Достаточно ли специалистов в районе поражения;
3. Потребность в медицинском имуществе, медикаментах, перевязочных и других материально-технических средствах.
Начиная с 1973 года в Брюсселе действует Центр Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по подготовке к реагированию на ЧС.
|
|
Зарубежные спасательные службы разрабатывают и совершенствуют специальные компьютерные программы по обучению специалистов и обслуживанию информационно-управляющих систем. Наппример, шведская АСУ “Fenix», которая производит оповещение, содержит базу вероятных ЧС, предлагает планы конкретных действий спасательных команд и выполняет еще ряд функций. В США разработана компьютерная система управления аварийными работами CAMEO, реализуемая на персональных компьютерах IBM.
В США государственную систему чрезвычайного реагирования возглавляет Федеральное агентство по управлению в ЧС (FEMA), непосредственно связанное с региональными центрами и центрами чрезвычайного реагирования отдельных штатов.
Вся деятельность городских властей и служб в условиях ЧС осуществляется на основе заблаговременно разработанного плана, подлежащего периодическому уточнению.
Важнейшими функциями административных органов управления города и соответствующих служб в период экстремальных ситуаций являются:
1. Поддержание порядка и законности;
2. Организация спасательных работ и охрана здоровья населения;
3. Восстановление энерго- и водоснабжения;
4. Санитарно-оздоровительные мероприятия;
5. Поддержание ритмичной работы транспорта и средств связи.
Медицинская помощь в США при возникновении ЧС организуется и осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф.
В Швеции, начиная с 1986 года, существует Национальное управление спасательных служб, которое осуществляет в ЧС руководство аварийными работами спасателей 248 местных органов управления. На него возложена ответственность за организацию и обучение муниципальных и спасательных служб коммун.
|
|
Медицинские учреждения Швеции на период ЧС переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и могут принять до 200 тысяч пострадавших.
Во Франции с 1956 года создана система скорой медицинской помощи – SAMU, которая считается весьма эффективной. Эта система функционирует по региональному принципу и имеет 97 пунктов.
Таким образом, за рубежом экстренная помощь в ЧС строится на основе гражданской обороны и по многим вопросам напоминает российскую.