звучания, тембр. Высота и длительность звука записываются знаками – нотами.
Системы обозначения звуков. Есть 2 системы названий звуков - слоговая и буквенная. Слоговая, (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), основана в XI веке итальянским теоретиком Гвидо Аретинским. Она состоит из начальных слогов строф одного средневекового гимна.
Буквенная система обозначения звуков основана ещё в эпоху Античности, где используются буквы латинского алфавита: A-ля, В-сиb, С-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, Н-си. Для обозначения # используется слог «is», b -«es». Слово мажор -dur, минор-moll.
Буквенная система применяется для краткого обозначения звуков, тональностей, аккордов в эстрадной и джазовой музыке, в музыкально-научной мировой литературе.
Звукоряд - ряд звуков расположенных по высоте.
Бывают звукоряды отдельных ладов (например, звукоряд мажорного лада), инструментов, каких-либо отрывков музыкального произведения.
Лад - система музыкальных звуков, объединённых тяготением к устойчивому единому центру- тонике. Тоника-I ступень лада является основным устоем.
Относительной устойчивостью обладает III и V ступени (в одновременном сочетании с тоникой они образуют устойчивое тоническое трезвучие). Остальные ступени:II, IV, VI, VII- неустойчивые. Они тяготеют в ближайшие устойчивые ступени. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется разрешением.
Главные ступени лада – I-тоника (Т), IV-субдоминанта(S) и –V доминанта (Д). Они выражают основные функции лада. Функции тоники - устойчивость,
функции субдоминанты - развитие, функции доминанты – завершение, стремление к тонике. Остальные ступени(II, III, VI, VII) называются побочными.
Гамма - звуки лада, выстроенные по высоте от тоники до её октавного повторения.
Тональность – высота лада, определяемая тоникой.
Параллельные тональности - это мажорная и минорная тональность с одинаковым звуковым составом, но с разными тониками (например, соль мажор-ми минор).
Одноимённые тональности – одинаковые тоники, но разные лад и ключевые знаки (До мажор-до минор).
Мажорный лад - лад, где устойчивые звуки образуют мажорное (Б53) трезвучие.
Гамма натурального мажора имеет строение: 2тона, полутон, 3тона, полутон. Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью.
Минорный лад – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие (М53). Гамма натурального минора имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2тона. Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Для него характерно появление ув.2 между VI и VII#. Минор с повышенными VI и VII называется мелодическим.
Главные трезвучия лада -трезвучия, образованные на главных ступенях лада (I, IV, V). На I- тоническое трезвучие (Т53), на IV- субдоминантовое трезвучие (S53),на V-доминантовое (D53).В мажорном они мажорные, в миноре- минорные. На других ступенях лада образуются побочные трезвучия.
Переменный лад - лад, в котором имеются 2 тоники. Чаще всего это тоники параллельных тональностей.
Созвучие - сочетание 2-х и более звуков.
Интервал - созвучие 2-х звуков. Интервалы бывают консонирующими – все чистые интервалы (ч.1, ч.4, ч.5, ч.8), терции, сексты; и диссонирующими - секунды, септимы, тритоны.
Нижний звук- основание, верхний вершина. Интервал, звуки которого берутся последовательно друг за другом, называются мелодическим. Они бывают восходящими и нисходящими. Интервал, звуки которого берутся одновременно, называются гармоническим. Интервалы имеют количественную величину (количество ступеней) и качественную величину (количество тонов и полутонов в интервале).
1234 |
Обращение интервала – перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз. При обращении все большие интервалы обращаются в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, а чистые в чистые (например: м2-б7, б3-м6, ув.4-ум.5, ч1-ч8). Схема:
Аккорд - сочетание не менее 3 звуков, расположенных по терциям, или которые могут располагаться по терциям. Основными типами аккордов являются трезвучия, септаккорд и нонаккорд.
Трезвучие – аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Трезвучия бывают: Б53,М53, ув.53, ум.53.Все трезвучия имеют два обращения: секстаккорд (на терцовом тоне трезвучия) и квартсекстаккорд (на квинтовом тоне трезвучия).
Септаккорд - это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям. При обращении септаккорда образуются 3 аккорда: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд(43), секундаккорд(2).
Доминантсептаккорд - это септаккорд, образующийся на V ступени мажора и гармонического минора. Д7 разрешается в тоническую терцию с утроенной тоникой.
1-е обращение Д7_ - доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) – образуется на VII ступени мажора и гармонического минора и разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
2-е обращение Д7 - доминантовый терцквартаккорд (Д43) – образуется на II ступени мажора и гармонического минора и разрешается в развернутое тоническое трезвучие.
3-е обращение Д7 - доминантовый секундаккорд (Д2) – образуется на IV ступени мажора и гармонического минора и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой.
Вводные септаккорды - аккорды, образованные на VII ступени лада. Если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму - это малый вводный септаккорд (м.VII7). Он встречается на VII ступени натурального мажора. Если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму – это уменьшенный вводный септаккорд (ум.VII7). Он встречается на VII ступени в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
Равномерно- темперированным называется строй, в которой октава охватывает 12 звуков, находящихся между собой в равных полутоновых соотношениях. То есть, только 12 звуков качественно различны, а остальные являются их октавным повторением.
Ключ - знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название исходного звука.
Метром называется чередование сильных и слабых долей в музыке.
Ритм - это метрически организованное последование звуков различной длительности.
Такт - расстояние между двумя сильными долями.
Затакт - начало фразы со слабой доли.
Размер - это выражение долей метра определёнными длительностями. Размер не только указывает на количество долей в такте, но и на д лительность каждой доли. Например: размер 3/4 означает, что в такте 3 доли, каждая из которых равна четверти. Размеры бывают простые, сложные, смешанные.
Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называют простыми (2/4, 3/4, 3/8, 3/2).Слияние 2х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В таких размерах несколько метрических акцентов: 4/4=2/4+2/4; 6/8=3/8+3/8; 9/8=3/8+3/8+3/8 и т. д. Смешанный размер является разновидностью сложного. Он состоит из нескольких простых неодинаковых размеров: 5/4=2/4+3/4; 7/4=2/4+2/4+3/4 и т. д.
Переменные размеры – размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.
Группировка - это объединение нот по долям для удобства чтения музыкального текста.
Синкопа - несовпадение метрического акцента с ритмическим.
Хроматизм - повышение или понижение на полтона ступеней лада; обозначаются случайными знаками (#,b, бекар), которые действуют на один такт. Звук, взятый полутоном выше или ниже между повторением одной и той же ступени, называется хроматическим вспомогательным.
Если хроматический звук встречается между двумя соседними ступенями лада, то он называется хроматическим проходящим.
Альтерация - хроматическое (на полтона) изменение неустойчивых ступеней для усиления тяготения их в устойчивые .
В мажоре: II#; IIb; IV#; VIb
В миноре: IIb;IV#; IVb;VII#
Модуляция- переход из одной тональности в другую, с утверждением новой тоники. Модуляция встречается в конце построения.
Отклонение - кратковременный переход из одной тональности в другую без закрепления новой тоники. Отклонение встречается в середине построения.
Тритон - интервал, содержащий 3 тона. Это ув.4 и ум.5. Тритон делит октаву на 2 равные части. В ладу образуется две пары тритонов: доминантоваяна IV и VII и субдоминантоваяна II и VI. Они бывают диатоническими и характерными. Диатонические строятся в натуральных ладах и разрешаются: ув.4-м.6. ум5.- б3. Характерные тритоны образуются в гармонических ладах и разрешаются: ув.4-б.6; ум.5-м.3.
Диатонические | Характерные | |||
dur | moll | dur | moll | |
IV | VI | ув.4 | VIb | IV |
VII | II | ум.5 | II | VII# |
D | S | S | D |
Квинтовый круг - схема, которая отражает систему, объединяющую тональности. За основу схемы принято постепенное возрастание ключевых знаков в тональностях. Порядок появления знаков: # - фа, до, соль, ре, ля, ми, си; b - си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Все тональности одного лада расположены по ч.5: диезные по ч.5 вверх, бемольные - по ч.5 вниз.
# | До | Соль | Ре | Ля | Ми | Си | Фа# | До# |
ля | ми | си | фа# | до# | соль# | ре# | ля# | |
b | До | Фа | Си b | Ми b | Ля b | Ре b | Соль b | До b |
ля | ре | соль | до | фа | си b | ми b | ля b |