Методы сбора оценочной информации

Существует два подхода к сбору кадровой информации.

Традиционный сфокусирован на отдельном человеке вне организационного контекста и основан на субъективном мнении руководителя или эксперта.

Нетрадиционный предполагает оценку в рамках группового взаимодействия, где люди за счет имитации конкретной деятельности могут полностью раскрыть себя и свои способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также степень развития и освоения новых навыков.

В рамках традиционного подхода можно назвать следующие способы сбора кадровой информации:

  1. 1. Наблюдение оцениваемого лица:
  • в процессе повседневного или эпизодического общения;
  • в рамках деловой игры, групповой дискуссии (так называемый «аквариум»);

Сотрудник участвует в обсуждении проблемы и отстаивает свою точку зрения в группе. Присутствующие делятся на участников и наблюдателей. Участники ведут дискуссию, прерываясь каждые 20 мин. Наблюдатели задают вопросы, комментируют, оценивают.

Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты и вышестоящие менеджеры (считается, что они лучше понимают требования к должности и, в отличие от непосредственных руководителей, не имеют оснований давать необъективные, тенденциозные оценки).

  • в презентации делового проекта.
  1. 2. Собеседование (кадровое интервью), в том числе «интервью наоборот».

Метод состоит в том, что испытуемому предлагается провести собеседование с несколькими кандидатами на работу и соответственно решить вопрос. Метод ориентирован на проверку умения правильно оценивать и подбирать работников.

Основные моменты собеседования фиксируются письменно. Это источник информации. Полноценное оценочное интервью требует 1–3 ч.

Эффективность собеседования обеспечивается:

  • созданием его структурированной схемы;
  • тренингом в области техники проведения;
  • протоколированием;
  • сочетанием интервью с играми и заданиями, моделирующими работу.
  1. 3. Опрос лиц, сталкивавшихся с оцениваемым в служебной и неслужебной обстановке (360-градусный метод оценки). Заполняются общая и особенная для каждого уровня экспертов формы. Но этот метод потенциально конфликтен.
  2. 4. Анализ документов:
  • автобиографии;
  • самоотчетов;
  • данных программированного контроля (ответов на специальные вопросы);
  • отчетов экспертов;
  • анкет.

Рассмотрим в качестве примера анкету, предназначенную для оценки профессиональной деятельности работника:

  1. 1. Общие сведения (фамилия, имя, должность и продолжительность работы в ней, общий стаж работы, подразделение, проверяющий, его должность).
  2. 2. Показатели (дается оценка по 5-балльной шкале):
  • профессиональные навыки и знания (понимание своих обязанностей, прошлые знания и опыт, степень адаптированности к новому, признание ошибок);
  • объем работы (выработка, соблюдение норм и стандартов, эффективность использования рабочего времени);
  • качество работы (точность, отсутствие ошибок, обязательность);
  • инициатива и творчество (внутреннее побуждение к принятию на себя ответственности, выполнение обязанностей, умение генерировать и осуществлять оригинальные идеи и замыслы);
  • коммуникативные навыки (способность ясно излагать идеи, обмениваться информацией, умение общаться на разных уровнях иерархии и с клиентурой);
  • надежность (способность четко выполнять инструкции и распоряжения, срочные задания; прочие трудовые навыки);
  • потенциальная способность руководить (организовывать других для успешного выполнения задания, совершенствовать деятельность подчиненных).
  1. 5 баллов — систематическое перевыполнение норм, превышение ожидаемой отдачи.
  2. 4 балла — систематическое выполнение норм с более частым перевыполнением, чем недовыполнением, ожидаемая отдача.
  3. 3 балла — средняя квалификация; выполнение норм, ожидаемая отдача, работа в заданном режиме, баланс недовыполнения и перевыполнения.
  4. 2 балла — необходимы улучшения, неполное выполнение норм, необеспечение ожидаемой отдачи, несоответствие стандартам.
  5. 1 балл — неудовлетворительно; невыполнение минимальных требований и необеспечение ожидаемой отдачи.

Все доминирующие качества должны иметь оценку 4–5. Наличие низких оценок среди недоминирующих качеств может не учитываться, но они должны коррелироваться с другими.

Анкеты заполняются путем:

  • постановки вопросов интервьюером, ответы на которые он лично фиксирует;
  • компьютерного опроса;
  • самостоятельных ответов.
  1. 5. Медицинское освидетельствование.
  2. 6. Психологическое тестирование.

Физические и умственные способности обычно оцениваются общими и специальными тестами; социальные способности (к контактам, управлению) — с помощью собеседования, участия в групповых дискуссиях; мотивация — тестами, на основе документов, интервью; профессиональные способности — путем тестирования, изучения документов; опыт — на основе документов, собеседования; моральные качества оцениваются с помощью тестов и стресс-интервью; профессионализм — тестов и документов; коммуникативные способности оцениваются посредством собеседований, дискуссий, тестов.

  1. 7. Графологическая и физиогномическая экспертиза.
  2. 8. Астрологическое прогнозирование.
  3. 9. Оценка специально выполняемых работ:
  • изготовление материального объекта;
  • составление, редактирование документа;
  • действия в искусственно созданных, но близких к реальным условиям (ситуационное моделирование) — подбор деловых бумаг, интервьюирование, разработка проектов документов и пр. Критериями оценки при этом являются способность организовывать и планировать, решительность, гибкость, устойчивость к стрессам, стиль работы.

Пример технологии оценки персонала на японских предприятиях:

  1. 1. Изучение биографии (в том числе семейных отношений, характера образования, физического развития, особенностей интеллекта, общительности и пр.).
  2. 2. Знакомство с результатами ежегодной аттестации, содержащимися в личном деле.
  3. 3. Экспертная оценка способностей и личных качеств менеджеров на предмет выдвижения обычно на основе трехсторонних анкет, которые заполняет руководитель, подчиненные и сам субъект. Анкета включает блоки: способности, опыт работы, развитие и совершенствование 24 черт характера.
  4. 4. Выполнение письменных заданий (разработка проекта, подготовка делового письма, составление доклада).
  5. 5. Экзамены, собеседования, интервью.

Приведем расчетную эффективность различных способов оценки (в %). Центры оценки — 70–80; тесты на профессиональную пригодность — 60; тесты на общие способности — 50–60; биографическое тестирование — 40; личностное тестирование — 40; интервью — 30; графологические и астрологическе методы — 10.

Сегодня в западных фирмах кандидаты все чаще рассматриваются на предмет их соответствия не только требованиям рабочего места, но и организации в целом, ее традициям, культуре. Поэтому принимаются во внимание их личностные качества, например способность поддерживать хорошие отношения с окружающими, работать в команде и т.п.

Ниже приводятся рекомендации специалистов о целесообразности применения тех или иных методов сбора кадровой информации («+» означает, что метод применим; «–» — метод не применим; «+/–» — однозначной рекомендации нет).

  При отборе руководителем При выборах При отборе комиссией
1. На подготовительных этапах оценки      
Тестирование +/– +
Ролевые игры +
Ситуационное моделирование +
Групповая дискуссия + +
Собеседование + +/– +/–
Публичное выступление   + +
Опрос окружающих + +/–
Анализ документов + +/– +
Оценка письменных работ +/– +
Экспертный опрос + +
2. На заключительном этапе      
Тестирование +/– +
Ролевые игры +/– +/–
Ситуационное моделирование +/– +/–
Дискуссии +/– +/–
Собеседование + +/–
Выступления + +
Опрос окружающих + +/–
Экспертный опрос + +

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: