Канон в византийском искусстве XI—XII вв. Философско-эсте-
тические идеи и византийская икона XII—XV вв. Главные этапы
развития византийской иконы XII—XV вв. Церковные и светские
сосуды как явления зрелой византийской культуры. Церковные
диптихи XII—XIV вв. в сопоставлении с подобными памятниками
культуры Западной Европы.
Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Иконы:
— икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св. Дмит-
рий», конец XI—начало XII в.;
— икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в.;
— мозаичные иконы XIII—XIV вв.: «Христос Пантократор»,
«Четыре святителя», «Пророк Самуил» и икона сборная в техни-
ке эмали, XI — XII вв.;
— икона «Иоанн Предтеча», XIV в.;
— икона «Христос Вседержитель», XIV в.;
— икона «Ветхозаветная Троица», первая половина XV в.;
— икона «Рождество Иоанна Предтечи», вторая половина XV в.
2. Изделия из серебра XII—XV вв.:
— чаша из Березова с изображением звериного гона, XII в.;
— чаша из собрания Базилевского;
— чаша из села Вильгорт, XII в.;
|
|
— чаша с крышкой из Тарту, XII в.;
— крышка чаши, найденная в Ненецком национальном окру-
ге, XV в. (можно выбрать два любых памятника).
3. Церковные диптихи и пластины XII—XIII вв.:
— пластинка (слоновая кость) с изображением шести празд-
ников, XI—XII вв.;
— триптих (слоновая кость) с изображением Богоматери с
младенцем, XI —XII вв.;
— диптих (слоновая кость) с изображением евангельских сцен
(Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество, Срете-
ние и др.), X— XI вв.;
— пластинка (слоновая кость) с изображением Христа Пан-
тократора, конец X в.
Студент может проанализировать любые две пластины из пред-
ложенных или другие резные изделия из слоновой кости X—XIV вв.
ТЕМА 3. ДОМОНГОЛЬСКАЯ ИКОНА
Занятия по темам 3—5 некоторые преподаватели проводят в
музее сами в форме эвристической беседы.
Основные проблемы
Византийский канон, его освоение и трансформация на Руси.
1конный образ и его душевное восприятие.
Основные памятники
Византийские и русские иконы:
— «Владимирская Богоматерь», XI в., ГТГ;
— «Богоматерь Белозерская», XIII в., ГРМ;
— «Ярославская Оранта», XIII в. ГТГ;
— «Устюжское Благовещение», XII—XIII вв., ГТГ;
— «Ангел — Златые Власы», XII в., ГРМ;
— «Спас Нерукотворный», вторая половина XI — начало
XIII в., ГТГ;
— «Спас — Златые Власы», конец XII — начало XIII в., ГТГ;
— «Петр и Павел», XIII в., ГРМ;
— «Георгий», XI — начало XIII в., ГТГ;
— «Успение Богоматери», XII в., ГТГ:
ТЕМА 4. ЖИВОПИСЬ НОВГОРОДА И ПСКОВА
(XIII—XV вв.)
(собрание ГРМ)
Основные проблемы
Канон и стиль в русской иконе. Понятие о художественной
школе и ее своеобразии: историческая динамика художественно-
го образа и определяющие ее факторы (на примере новгородской
и псковской икон).
|
|
Основные памятники
1. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», XIII в..
2. «Чудо Георгия о змие», XIV и XV вв. (сравнительный анализ).
3. «Сошествие во ад», псковский и новгородский варианты,
XIV—XVI вв. (сравнительный анализ).
4. «Дмитрий Солунский» и «Архангел Гавриил», XV в., Псков.
5. Четырехчастная икона, XV в., Новгород.
6. «Битва новгородцев с суздальцами», XV в., варианты: Нов-
городский музей, ГТГ, ГРМ.
7. «Илья Пророк в пустыне с житием и Деисусом», вторая
половина XIV в., Псков, ГТТ.
8. «Покров» — сравнительный анализ псковских и московс-
ких икон XV—XVI вв.
9. «Ангел — Златые Власы» и «Архангел Гавриил» (Псков,
XV в., ГРМ).
ТЕМА 5. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ XV века.
ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА И ДИОНИСИЯ
(собрание ГРМ)
Основные проблемы
Общечеловеческая ценность русской живописи XV в. Ее
символика, духовный смысл и тайна воздействия на душу пред-
стоящего.
Основные памятники
1. «Троица Андрея Рублева», начало XV в., ГТГ.
2. Андрей Рублев и Даниил Черный. Из иконостаса Успенско-
го собора во Владимире: «Петр» и «Павел», «Сретение», «Креще-
ние»: жизненная реальность и идеал.
3. Дионисий. «Уверение Фомы», «Сошествие во ад», «Богома-
терь Одигитрия».
4. «Мертвый Христос» А. Мантеньи, 1474 г., «Распятие» и
«Вознесение» из Изенгеймского алтаря Грюневальда и «Распя-
тие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря, 1500 г., ГРМ.
5. Московские иконы XV в. (по выбору студента).
6. Дионисий и мастерская. Комплекс фресок собора Рожде-
ства Богородицы Ферапонтова монастыря, 1500 г.
ТЕМА 6. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (XVI—XVII вв.)
Проводится в форме семинара в аудитории.
Основные проблемы
«Горний» и «дольний» мир в иконе XVI в. Вторжение людских
разногласий и забот в иконный образ. Государство и искусство
на Руси в XVI—XVII вв.