double arrow

Выступление на экспозиции

Подготовка выступлений на экспозиции временных выставок
заметно отличается от практических занятий на предыдущих эта-
пах учебы. Во-первых, это иная содержательно-методическая за-
дача: анализ концепции выставки и ее экспозиции, поиск сведе-
ний о художественных объектах современного искусства, как пра-
вило, не знакомых или мало изученных, несравненно более сложен.
Вам придется более всего полагаться на собственный вкус, чутье,


умение понимать и интерпретировать факты. Во-вторых, здесь
гораздо шире возможность выбора самых разных форм участия в
обсуждении поставленной искусствоведческой проблемы. Это и
рецензия, и план-маршрут по экспозиции или организация учеб-
ной игры в форме диалога «искусствовед и просвещенный зри-
тель», «учитель и школьная аудитория», «разговор на выставке
восхищенного и недовольного посетителя». На основе плана и те-
зисов выступления вы проводите обсуждение в течение 15 или 30
минут, причем на выставке работают несколько студентов в раз-
ных жанрах или в одном, но с различными решениями.

ОБЗОР ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
ПО ИСКУССТВУ

Важной составляющей для понимания художественных про-
цессов в современном мире является обращение к научным ис-
следованиям и периодическим публикациям, содержащим ин-
формацию или анализ главных достопримечательностей совре-
менной художественной жизни. Поэтому участникам практикума
предлагается сделать обзор специализированных журналов («Но-
вый мир искусства», «Пинакотека», «Музей» и др.), газетных
сообщений, теле-, радио- и электронных средств информации.
Основной смысл выполнения этого задания состоит в следую-
щем: попытаться понять, как и каким способом выражается и
формируется в них общественное мнение об экспозициях и твор-
честве художников? что является преобладающим в оценке этих
явлений художественной жизни? какой стилевой направленнос-
ти (традиционной или инновационной) творчества художника от-
дается предпочтение?

ПРОБЛЕМНАЯ РЕФЕРАТИВНАЯ
СПРАВОЧНАЯ РАБОТА

Опираясь на собственную картотеку по городской скульптуре
и архитектурным объектам последних десятилетий XX века, вы
можете в устном или письменном виде представить свои сужде-
ния, например, по следующей проблематике: «Зрелищная и жи-
лая архитектура последнего десятилетия XX века. Основные тен-
денции»; «Скульптурные монументы в Санкт-Петербурге. Про-
шлое и настоящее»; «Осуществленные и неосуществленные проекты
культовых сооружений в Петербурге и его окрестностях на исходе


XX столетия»; «Современная городская скульптура в историчес-
кой части Петербурга». Естественно, вне Петербурга эти зада-
ния соотносятся с местным материалом.

Умение работать со справочной информацией необходимо для
обобщающих теоретических исследований и весьма полезно прак-
тически. В связи с этим студентам рекомендуется составить спра-
вочник «Художественные объединения, союзы, группировки, ас-
социации Петербурга (Москвы, Смоленска или иного города)
1992—2002 годов».

Перечислять все задания, которые вы будете выполнять ин-
дивидуально и в группе, нет необходимости, так как реалии со-
временного художественного процесса сами будут «подсказы-
вать» все новые и новые темы и проблемы. Но об одном из них
все-таки следует упомянуть; работа над этим заданием позво-
ляет продемонстрировать хорошее знание современного состоя-
ния художественной жизни. Студентам предлагается создать
карту-маршрут, т. е. своеобразный путеводитель, в котором ука-
заны самые характерные явления современной художественной
жизни.

На итоговой конференции всеми участниками практикума
рассматриваются и обсуждаются лучшие отчеты по различным
аспектам художественной жизни.

Проведение завершающего занятия можно также построить
следующим образом: студенты анализируют важнейшие тенден-
ции или аспекты современной художественной жизни, среди кото-
рых могут быть названы:

— современная художественная жизнь города в средствах
массовой информации;,

— современная икона и религиозная живопись как один из
аспектов художественной жизни;

— календарь одного дня современной художественной жизни;

— групповой портрет современных художников в интерьере
мастерской;

— художник и рынок в конце XX — начале XXI веков;

— основные черты современного искусства.
Одним из зачетных заданий, изложенных письменно или уст-
но на итоговой конференции, является защита проектов:

— составление гипотетической коллекции из произведений или
художественных объектов местных авторов 1990-х годов с крат-
кой аннотацией;


— проект всемирной выставки современного искусства с раз-
делом — местные художники 1995—2002 годов с предусмотрен-
ным для этой цели каталогом или буклетом;

— проект галереи или центра современного искусства с со-
путствующим пакетом информации;

— проект музея современного искусства с изложением кон-
цепции экспозиции, отбора произведений, рекламной программы
и т. д.

Учебная работа студента в практикуме оценивается на осно-
вании его самооценки, отзывов сокурсников и мнения руководи-
теля по результатам его участия в учебном процессе и выполнен-
ных заданий.


Приложения

1. Литература

ОБЩИЕ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств: Из-
бранные искусствоведческие работы. М., 1979.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство
Древнего Востока. М., 1972.

3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.

4. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Даль-
него Востока. Малая история искусства. М., 1979—1980.

5. Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966—1977. Т. 1 —12.

6. Всеобщая история искусств. М., 1956—1966. Т. 1—6.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1968. Т. 1—3.

8. Едике Ю. История современной архитектуры, синтез фор-
мы, функции и конструкции. М., 1972.

9. История искусства зарубежных стран: Учебник для вузов
искусства и культуры. М., 1979—1982. Т. 1—3.

10. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков:
Учебник для художественных вузов. М., 1988.

11. История искусств стран Западной Европы от Возрожде-
ния до начала XX века. М., 1980. Т. 1—2.

12. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря и
В.Н. Лазарева. М., 1953—1969. Т. 1 — 13.

13. История русского искусства: Учебник / Под ред. В.И. Плот-
никова. М., 1980.

14. История русской архитектуры: Учебник для вузов. СПб., 1994.

15. Полевой В.М. Искусство XX века (1901 —1945). Малая ис-
тория искусства. М., 1991.

16. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствоведении: Статьи
разных лет. М., 1985.

17. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

18. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины
XIX века. Очерки теории и истории искусства. Л., 1981.

19. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX —
начала XX в. М., 1993.


20. Тугенхольд Я.А. Из истории западноевропейского, рус-
ского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. М.,
1987.

21. Чубова А.П. Учебное пособие по античному искусству
для искусствоведов. Словарь античных художников: В 3 ч. Л.,
1972—1975.

22. Эфрос A.M. Мастера разных эпох. М., 1979.

23. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О фран-
цузском искусстве XIX—XX веков. Работы разных лет. М., 1987.

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Алпатов М. Композиция в живописи. М.; Л., 1940.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

4. Базен Ж- История истории искусства от Вазари до наших
дней. М.; 1995.

5. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живо-
писцев, ваятелей и зодчих. М., 1956—1971. Т. 1—5.

6. Валери П. Об искусстве. М., 1976.

7. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1922.

8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л.,
1930; СПб., 1994.

9. Вельфлин Г. Сравнительное изучение истории искусств. Л.,
1948.

10. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.
М., 1985.

11. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

12. Волков Н. Композиция в живописи. М.,1977.

13. Волков Н. Цвет в живописи. М.,1984.

14. Гидион 3. Время, пространство, архитектура. М., 1961.

15. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном
искусстве. М., 1913.

16. Даниэль СМ. Картина классической эпохи. Л., 1986.

17. Даниэль СМ. Искусство видеть. Л., 1990.

18. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1979.

19. Иоффе И.И. Синтетическая теория искусства. Введение в
историю художественного мышления. Л., 1933.

20. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и по-
эзии. М., 1957.

21. Мастера искусства об искусстве. М., 1965—1970. Т. 1—7.


22. Мочалов Л. Пространство мира и пространство картины.
М., 1983.

23. Пастернак Я. Поэтика пластического изображения. Л., 1991.

24. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи:
Очерк основных методов. М., 1980.

25. Раушенбах Б. Системы перспективы в изобразительном
искусстве: общая теория перспективы. М., 1986.

26. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.
Л., 1976.

27. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.
М., 1985.

28. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.,
1966.

29. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. Теория
композиции. Теория графики. О своей работе над книгой «О мону-
ментальном искусстве». М., 1988.

30. Флоренский П. Иконостас и другие избранные труды.
М., 1993.

31. Фридлендер М. Знаток искусства. М., 1923.

32. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966.

33. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.
М., 1977.

34. Хогарт У. Анализ красоты. Л.; М., 1958.

35. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории
и методики системного анализа: Учебное пособие. Л., 1986.

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

1. Архитектурно-реставрационные методы: Методическое по-
собие. Киев, 1990.

2. Бакушинский А.В. Словарь русских скульпторов и скульп-
торов-иностранцев, работавших в России. А-Э. Б.м., 1974.

3. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь.
СПб., 1993.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1995. Т. 1—3.

5. Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным фор-
мам. М., 1990.

6. Искусство стран и народов мира: Краткая художественная
энциклопедия. М., 1969—1981. Т. 1—5.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1988. Т. 1—2.

8. Острой О.С., Саксонова И.К. Изобразительное искусство:
Библиографическое пособие. М.,1986.


9. Пластические искусства. Краткий терминологический сло-
варь. М., 1994.

10. Рычкова Ю. Энциклопедия модернизма. М. 2002.

11. Северихин, Лейкинд. Золотой век художественных объеди-
нений в России и СССР: Справочник. СПб., 1992.

12. Словарь античности. М., 1989.

13. Словарь указаний имен и понятий по древнерусскому ис-
кусству. М., 1991.

14. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.

2. Словарь терминов

АТТЕСТАЦИЯ (лат.) — отзыв, указание достоинств и не-
достатков.

БИБЛИОГРАФИЯ (греч. — книгописание). Библиографичес-
кое описание — перечисление признаков, характеризующих изда-
ние: автор, заглавие, место и год издания, издательство, число стра-
ниц и т. д. Библиографическая систематизация состоит в располо-
жении определенным образом библиографически описанного
материала в определенной системе (по теме, по алфавиту и т. п.).

ДИАЛОГ (греч. — разговор) — разговор между двумя или
несколькими лицами.

КАРТОТЕКА СИСТЕМНАЯ — собрание карточек, содержа-
щих определенные сведения для регистрации, учета или справок.
Для библиотек изготовляются карточки так называемого между-
народного формата (12,5 х 7,5 см). Карточка является большим
упрощением и облегчением для работы. Размещение карточек
производится по какому-либо наиболее удобному признаку: хро-
нологическому, алфавитному, систематическому, предметному, по
видам искусства.

КОЛЛОКВИУМ (лат.) — беседа, имеющая целью выяснить
познания, воззрения собеседника. Прежде, главным образом, ре-
лигиозные беседы. Теперь практикуется в средней и высшей шко-
ле с учащимися.

КОНСПЕКТ (лат.) — краткое изложение содержания какого-
нибудь сочинения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА — короткий тест, сдаваемый в
устной или письменной форме и являющийся менее формальным
мероприятием, чем экзамен.

КУРС — регулярные занятия продолжительностью от 1 до
5 часов в неделю в течение семестра. Курсы могут быть обя-


зательными и факультативными, а также обзорные курсы, об-
разовательные, специальные (по основному предмету).

ЛЕКЦИЯ — форма образовательной работы, построенная на
словесной передаче слушателям сведений из различных областей
знания. Этот вид работы характерен для лекционной системы, но
может быть применен и при иных методах работы.

ПРАКТИКУМ — особый вид учебных занятий, задачей кото-
рых является практическое усвоение основных положений лекци-
онного курса. Такой характер носят практические занятия в ла-
бораториях, кабинетах, музеях и пр.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА (англ. rating — оценка) — за-
чет, полученный по сумме баллов, набранных в результате вы-
полнения ряда заданий.

СЕМИНАР — практические занятия в вузе, на которых ве-
дутся беседы на научные темы, делаются студентами доклады с
последующими прениями и пр. Руководят С. преподаватели или
профессора вуза. С. — форма обучения в небольших группах,
сочетающая самостоятельную работу и обсуждение в классе под
руководством преподавателя.

СЦЕНАРИЙ (греко-лат.) — остов и план, набросок. Изложе-
ние содержания будущего действа с попутным указанием мето-
дов и приемов пластического (зрительного) и словесно-звукового
оформления материала.

ТЕЗИС (греч.) — положение, кем-либо высказываемое и ко-
торое он берется доказать.

ТЕРМИН (лат.) — строго определенное научное понятие.

ТЕРМИНОЛОГИЯ (лат.-греч.) — совокупность терминов,
употребляемая в какой-либо отрасли знания.

ТЕСТ (англ. — проба, испытание) — метод психологических
испытаний, сводящихся к решению испытуемым одной или не-
скольких задач и позволяющий установить наличие у него опре-
деленных способностей или навыков, необходимых для выполне-
ния той или иной работы. Существуют тесты для определения
памяти, внимания, остроты зрения, точности движений и других
психофизиологических качеств, необходимых для определенной про-
фессии. Результаты испытания выражаются в цифрах и дают
возможность сравнительной оценки психологических функций
различных лиц и коллективов. Одна из областей применения — в
психотехнике для отбора лиц, наиболее отвечающих данным тре-
бованиям (профессиональный отбор).


ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (лат.) — необязательный (например,
для обозначения необязательности посещения преподаваемого в
вузе предмета).

ФАКУЛЬТАТИВЫ — курсы, которые студент в отличие от
обязательных курсов обучения имеет право свободно выбирать.

ЭЛЕКТИВНЫЙ (амер.) предмет, курс — дисциплина по вы-
бору студента, см. Факультативный.

3. Список памятников для картотеки
(по искусству Древнего мира и Средних веков)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: