Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:
- затраты по подготовке продукции к отгрузке;
- транспортные расходы;
- железнодорожные тарифы;
- таможенные пошлины;
- расходы по страхованию грузов в пути;
- оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;
- затраты по хранению материалов;
- затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
- прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.
Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.
Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.
|
|
Рис. 7.1. Схема транспортировки грузов
Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 7.1).
Существует четыре основных варианта франко-цены:
- «франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;
- «франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
- «франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
- «франко-склад покупателя» — все расходы по доставке берет на себя поставщик.
В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.