Формы ведения бухгалтерского учета

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.

Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • упрощенная форма учета для малых предприятий;
  • автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

Журнально-ордерная форма ведения учета

Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в настоящее время является наиболее прогрессивной и распространенной. Именно она, как правило, используется в программах автоматизации бухгалтерского учета.

Журнально-ордерная форма сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические учетные регистры. Журналы-ордера ведутся на основании первичных документов.

Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Журнально-ордерная форма ведения учета

1. На основании первичных документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т. е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала хозяйственных операций организации за январь приведен в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Содержание операции Сумма, р. Дебет Кредит
1. Получен краткосрочный кредит      
2. Получены деньги в кассу с расчетного счета      
3. Погашена задолженность подотчетного лица      
4. Оплачен счет за материалы      
5. Получена выручка от реализации продукции      
6. Выдана заработная плата      
7. Погашена дебиторская задолженность в кассу      
8. Выданы деньги на командировку      

2. Затем данные хозяйственные операции записываются в журналы-ордера и дополнительные ведомости.

В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.

В журналы-ордера переносятся итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 6.2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д. Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов.

К денежным счетам 50 и 51 дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 6.4) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 6.5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е., в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.

3. Итоговые данные по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса» (табл. 6.6).

Таблица 6.2

№ операции В кредит счета 50 с дебета счетов Итого
      ... ...
             
             
Итого         ...  

Таблица 6.3

№ операции   В кредит счета 51 с дебета счетов Итого
    ... ... ...  
             
             
Итого     ... ... ...  

Таблица 6.4

Сальдо на начало месяца — 500 р.
№ операции В дебет счета 50 с кредита счетов Итого
      ... ...  
             
             
             
Итого       ... ...  
Сальдо на конец месяца — 18200 р.

Таблица 6.5

Сальдо на начало месяца — 25000 р.
№ операции В дебет счета 51 с кредита счетов Итого
    ... ... ...
             
             
Итого     ... ... ...  
Сальдо на конец месяца — 63 000р.

Таблица 6.6

Месяц Обороты по дебету Обороты по кредиту Сальдо
      ... Дебет Кредит
На 01.01.20...        
Январь     ... ...      
Февраль           ...  
Март              
...              
...              
Итого ... ... ... ... ... ...  

4. На основании Главной книги составляют оборотную ведомость и баланс.

Достоинствами журнально-ордерной формы ведения учета являются удачное сочетание аналитического и синтетического учета и более удобные формы для составления отчетности, а в качестве недостатка следует отметить сложность построения основных регистров.

Мемориально-ордерная форма ведения учета

Последовательность заполнения учетных регистров при мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 6.2).

  1. На основании первичных документов все хозяйственные операции записываются в накопительные ведомости, которые ведутся в форме журнала хозяйственных операций.
  2. Однородные хозяйственные операции, т.е. операции по ведению учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.

Мемориальные ордера имеют определенные номера, например, мемориальный ордер № 1 ведется — по счету 50 «Касса» (табл. 6.7), мемориальный ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.8), мемориальный ордер № 3 — по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», мемориальный ордер № 4 — по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 — по счету 20 «Основное производство» и т.д.

Рис. 6.2. Мемориально-ордерная форма ведения учета

Таблица 6.7

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Возвращены подотчетные деньги      
2. Получены деньги из банка в кассу      
3. Выдана заработная плата      
4. Выдано подотчет      
Итого      

Таблица 6.8

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Получены деньги от покупателей на расчетный счет      
2. Оплачен счет поставщика      
3. Частично погашен кредит банка      
4. Деньги из кассы сданы в банк      
Итого      

3. Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал (табл. 6.9). Итоговая сумма по регистрационному журналу должна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.

Таблица 6.9

№ мемориального ордера Дата заполнения ордера Сумма, р.
  2.02  
  2.02  
  ... ...
  ... ...
... ... ...
... ... ...
... ... ...
Итого за январь   ...

4. Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 6.10). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, значит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

Таблица 6.10

Дата № м/о Кредит счета 50 Итого Дата № м/о Дебет счета 50 Итого
    ...     ...
02.02           02.02          
                       
Итого ... ... ... ... Итого ... ... ... ...

5. На основании Главной книги составляются шахматная и оборотная ведомости.

В табл. 6.11 приведена шахматная ведомость, содержащая данные мемориальных ордеров № 1 и 2.

Таблица 6.11

Кредит/Дебет                   Итого
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
Итого ... ... ...              

6. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполняют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести простоту заполнения учетных регистров, легкость проверки правильности отражения операций, возможность исправления ошибок при сверке данных. Недостатками можно считать многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок, а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл. 6.12), в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В книге учета содержатся все используемые малым предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Таблица 6.12

Содержание операции         ...
Д К Д К Д К Д К  
Сальдо начальное                  
1. Списаны материалы в производство                  
2. Получены деньги в кассу                  
... ... ... ... ... ... ... ...    
Итого ... ... ... ... ... ... ... ...  

Книга учета является комбинированным регистром и совмещает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, которые служат данными для составления баланса.

Автоматизированные формы ведения учета

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизированного бухгалтерского учета относятся: 1C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов и отчетности, а также других документов, соответствующих текущему законодательству. В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: