Тема 7.3. Бюджетное прогнозирование

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 169-174) определено, что организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации включает в себя ряд этапов, и прежде всего составление проектов бюджетов и представление их в соответствующие законодательные органы.

Составление проектов бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и соответствующих органов местного самоуправления.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях обеспечения расходных обязательств. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период (последующие два года).

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводятся обоснования параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. При этом изменение прогноза влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Проект бюджета - финансового плана на среднесрочный период (три года) содержит такие параметры, как: прогнозируемый общий объем доходов соответствующего бюджета; объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам (например, 07 «Образование»), подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета; распределение трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций); нормативы отчислений от налоговых доходов в соответствующие бюджеты; дефицит (профицит) бюджета; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга.

Показатели среднесрочного финансового плана (бюджета) могут быть изменены при разработке и утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Составление прогнозного проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ. В настоящее время действует Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах».

В этом Бюджетном послании отражены итоги бюджетной политики в 2000-2006 годах и определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу.

Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу ориентируется на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. При этом внимание сосредоточивается на решении следующих основных задач:

превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, включая снижение инфляции до трех-четырех процентов в год. Этому должно способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени;

обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

дальнейшее удлинение бюджетного планирования;

в основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств;

проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к улучшению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов; главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг; в сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждений и суммой выделяемых ему средств; Правительству РФ следует принять меры по реализации системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых экспериментов в ряде субъектов РФ; бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания;

повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы;

Следует отметить, что одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков: регламентированный (упорядоченный) процесс; связь с обработкой информации, направленность на достижение определенных целей; временной характер.

Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов: у государства и органов местного самоуправления; у хозяйствующих субъектов; у населения. В каждой из названных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, имеются собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, который ориентируется на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Главным объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включаются разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, на протяжении которых прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Он ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Централизованные финансы представлены в Российской Федерации бюджетной системой как совокупностью бюджетов всех уровней. Финансовые ресурсы их находятся в государственной собственности или в собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны и ее регионов.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Так, бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная финансовой политике государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе формирования и исполнения бюджетов разных уровней.

Бюджетное планирование осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными законом.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций по предоставлению населению полного перечня государственных услуг (включая образовательные). Кроме установления объема денежных средств, в процессе бюджетного планирования определяются источники и направления использования бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных общегосударственных, отраслевых, региональных и муниципальных задач.

На современном этапе осуществления в России экономической реформы в дополнение к прогнозу социально-экономического развития начато внедрение бюджетного прогнозирования.

Под бюджетным прогнозированием понимаются обоснованные, опирающиеся на реальные расчеты предложения о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. На практике бюджетное прогнозирование стало неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой бюджетного планирования.

Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент, определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предлагаемых бюджетных показателей, нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. Бюджетное прогнозирование ориентируется на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов.

Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования.

Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства ВВП, темпы инфляции, объемы производства и продаж товаров (услуг, включая образовательные); величина фонда оплаты труда; объем и рост прибыли; прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики; приоритеты социально-экономической политики, национальные проекты («Образование» и др.), целевые программы; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.

Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий, финансовые последствия проводимых реформ и возможности осуществления мер, нацеленных на перспективу.

При прогнозировании бюджетных средств: рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации государством, регионами и органами местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и оказание услуг, внедрение инноваций и новых технологий; устанавливаются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Правительство РФ приняло постановление от 29.12.07 №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период».

Этим постановлением определено, что Правительство РФ при составлении проекта федерального бюджета:

- одобряет основные направления налоговой, таможенной, тарифной и бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

- одобряет сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

одобряет сводный финансовый баланс страны;

одобряет основные характеристики федерального бюджета, а также объем и распределение бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации;

утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ;

утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, и вносит в них изменения;

одобряет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и представляемые вместе с ним документы и материалы для внесения в Государственную Думу.

Упомянутым Положением определено также, что Минфин России: организует составление и составляет проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; разрабатывает проект основных направлений налоговой и бюджетной политики; осуществляет оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год.

Намечено, что Минфин впервые подготовит первую модель бюджетного прогноза на 15 лет. Представители Минфина высказывают в СМИ мнение, что в России возможен переход и к долгосрочному планированию - на 40-45 лет. Надо иметь в виду, что сейчас это вполне распространенная практика в мире. Горизонт планирования в Германии - 45 лет, а в США - 75 лет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: