Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;
2) нормальное состояние бюджета;
3) неустойчивое состояние бюджета;
4) кризисное состояние бюджета.
I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рмин < Дс + Дп, (16.1)
где Рмин - минимальные расходы бюджета;
Дс -собственные доходы бюджета;
|
|
Дп - перераспределяемые доходы бюджета.
Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.
Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).
2) Нормальное состояние
Рмин = Дс + Дп (16.2)
3) Неустойчивое состояние
Рмин = Дс + Дп + Дд. (16.3)
где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).
4) Кризисное состояние
Рмин > Дс + Дп. (16.4)
II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1
где Д - общая сумма бюджетных доходов;
Р - общая сумма бюджетных расходов;
3 - бюджетная задолженность.
Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.
III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.
|
|
Бюджетные коэффициенты:
1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
Кп/с = Дп / Дс
2) коэффициент автономии:
Ка = Дс / Д
3) коэффициент внешнего финансирования:
Кв.ф. = Дп / Д
4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р= Дс / Рмин
5) коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п=Д/Рмин
6) коэффициент налогового покрытия:
Кн.п. = Дн / Рмин
где Дн - налоговые доходы бюджета
7) коэффициент неналогового покрытия:
Кнн.п = Днн.п /Рмин
где Днн.п - неналоговые доходы бюджета
8) коэффициент трансферного покрытия
Кт.п. = Дт.п./Рмин
где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)
9) коэффициент дефицитности бюджета
Кд = БД / Р,
где БД - бюджетный дефицит
10) коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з. = 3:Р
11) коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.Р = Дт: Ч,
где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;
12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о. = Р / Ч.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.