Тема 3: Анализ производства и реализации продукции

План:

1. Фронтальный опрос

2. Решение задач (ситуационный анализ)

3. Дискуссионный вопрос

Вопрос для обсуждения:

1. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции

2. Анализ структуры продукции

3. Анализ ассортимента продукции

4. Анализ ритмичности выпуска продукции

5. Анализ качества продукции

Для активной работы на практическом занятии студент должен знать:

· основные способы и методы детерминированного анализа;

· уметь применять детерминированные методы при проведении анализа

Таблица - Динамика и выполнение плана по объему производства продукции

Показатели Предыдущий период Отчетный период Выполнение плана
т.р. %
Товарная продукция     -376 97,9
Объем реализованной продукции     -1110  

Вывод:

Из данных таблицы следует, что план по производству недовыполнен на 376 тыс.руб. и составляет 97,9%. Недовыполнение плана по выпуску отрицательно сказалось и на недовыполнение плана по реализации продукции на 1110 тыс.руб. или 94%. Темпы роста производства продукции опережают темпы реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Таблица - Динамика и выполнение плана по структуре продукции

Наименование продукции План, т.р. Факт, т.р. Удельный вес, % Факт объем при плановой структуре Засчитано в выполнение плана по структуре Увеличение или уменьшение объема ТП по изменению структуры
план факт
               
А     40,3 33,04     -1323
Б     5,2 4,4     -146
В     4,9 8,8      
Г     0,3 0,4      
Д     49,3 53,4      
Всего              

Вывод:

Общая сумма отклонения фактического выпуска от выпуска продукции от планового составляет 1 т.р. При соблюдении плановой структуре выпуск продукции А должен был составить 7348 т.р., а составил 6025, продукции Б – 948, а составил 802 т. р. Уменьшение удельного веса продукции А вызвано снижением спроса на данную продукцию, а по продукции Б связано с отсутствием сырья на данный вид продукции. С целью выполнения плана по объему товарной продукции предприятие было вынуждено увеличить выпуск продукции всех остальных видов продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

Таблица 4 - Динамика и выполнение плана по ассортименту продукции

Наименование продукции План Факт Засчитано в выполнение плана Отклонение от плана
тонн т.р. тонн т.р. тонн т.р. тонн т.р.
А               -1955
Б 85,9   91,8   85,9   5,9 -210
В 256,1   380,1   256,1      
Г 12,9   15,1   12,9   2,2  
Д                
Всего         4408,9   1988,1 -1514
Коэффициент ассортимента - -     86,8 100,9 125,9 93,2

Вывод:

Выполнение плана по производству составил 93,2%, план по ассортименту выполнен на 100,9%. Основными причинами расхождения плана между процентом выполнения плана и коэффициентом ассортимента является не выполнение плана по таким видам продукции как А и Б. План производства в натуральном выражении был выполнен на 125,9%, причем он выше, чем стоимостной, что указывает на увеличение выпуска дешевой продукции. Процент выполнения плана по ассортименту составил 86,8%. Не выполнение плана по ассортименту влияет на не выполнение плана по реализации.

Таблица 5 - Анализ ритмичности выпуска продукции

Квартал План Факт Удельный вес, %
план факт
I     40,3  
II     5,5 4,8
III     4,9 8,8
IV     49,3 53,4
Всего за год        

Вывод:

Коэффициент ритмичности выпуска продукции предприятия в течение всего периода с учетом удельного веса показывает, что в фактическом периоде в 1 и 2 кварталах происходит снижение на 7,3 и 0,7% соответственно, а в 3 и 4 кварталах наоборот увеличение на 3,9 и 4,1% соответственно.

Если бы была соблюдена ритмичность производства, то выпуск продукции составил 7348,3 тыс. руб. (18234 × 40,3 / 100 = 7348,3), а выпустили на 6025 т.р. Резерв увеличения для 1 квартала составляет 1323,3 тыс. руб. (7348,3 – 6025). Аналогично проводится анализ для 2 квартала.

Коэффициент ритмичности составил 93,2% - это говорит о ритмичности выпущенной продукции.

Студент должен уметь:

· проводить анализ с использованием детерминированных методов анализа

· применять метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц и относительных разниц;

· применять полученные знания для обсуждения ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: