Перегруппировка ранее сгруппированных статистических данных называется вторичной группировкой. К этому методу прибегают в тех случаях, когда в результате первоначальной группировки нечетко проявился характер распределения изучаемой совокупности.
В этом случае производят укрупнение или уменьшение интервалов. Также вторичная группировка используется для приведения к сопоставимому виду группировок с различными интервалами с целью их сравнения. Рассмотрим приемы вторичной группировки на примере.
Пример 1.
Произвести укрупнение интервалов на основе данных таблицы 2.7.:
Таблица 2.7.
Группы магазинов по размеру товарооборота за IV квартал, тыс.руб. | Число магазинов | Товарооборот за IV квартал, тыс.руб. |
До 10 | ||
10 — 15 | ||
15 — 20 | ||
20 — 30 | ||
30 — 50 | ||
50 — 60 | ||
60 — 70 | ||
70 — 100 | ||
100 — 200 | ||
Свыше 200 | ||
Итого |
Приведенная группировка недостаточно наглядна, потому что не показывает четкой и строгой закономерности в изменении товарооборота по группам.
Уплотним ряды распределения, образовав шесть групп. Новые группы образованы путем суммирования первоначальных групп (табл. 2.8.).
Таблица 2.8.
Группы магазинов по размеру товарооборота за IV квартал, тыс.руб. | Число магазинов | Товарооборот за IV квартал, тыс.руб. | Товарооборот в среднем на 1 магазин, тыс.руб. |
До 10 | 6,2 | ||
10 — 20 | 14,8 | ||
20 — 50 | 37,1 | ||
50 — 100 | 64,8 | ||
100 — 200 | 109,0 | ||
Свыше 200 | 312,0 | ||
Итого | 81,6 |
Совершенно четко видно, чем крупнее магазины, тем выше уровень товарооборота.