Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.Об Илларионе.Ответ. Илларион стоял у истоков русской философии (ХI век)

1. Об Илларионе. Ответ. Илларион стоял у истоков русской философии (ХI век). В «Слове о Законе и благодати» он объясняет суть христианского учения, утверждая идею равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (эпоха до христианства) символизируется им образами тени, луны, а эпоха «благодати» – образом солнца, прославляется Русь и князь Владимир.

2. О Филофее. Ответ. Филофей в 16-ом веке создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения.

3. О философии Просвещения М.Ломоносова. Ответ. М.Ломоносов в своей философии Просвещения (XVIII в.) проповедовал материалистические идеи и развил атомистское учение. Он также сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования русского государства.

4. О А.Н.Радищеве ( XVIII в). Ответ. Основные сочинения: «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие из Петербурга в Москву». В нихА.Н.Радищев рассматривает проблемы человеческой души, естественных прав человека и пороки крепостного права.

5. О философии декабристов. Ответ. Декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, В.Кюхельбеккер и др.) ставили задачу положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм и сословные привилегии.

6. О значении «Философических писем» П.Чаадаева. Ответ. П.Чаадаев своими публикациями «Философические письма» буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценке России, многие увидели ниспровержение национальных святынь русского народа. После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно- политической и философской мысли России. Возникло два основных направления: западники и славянофилы.

7. О философии Славянофилов. Ответ. «Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ посредственности.

8. О философии «Западников». Ответ. «Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.), напротив, были убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу. Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное время. Никакого особого «уникального» исторического пути у нее нет.

9. О Почвенничестве. Ответ. Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных начал и духа».

10. Об основных темах философии Ф.М. Достоевского. Ответ. Основные темы произведений Достоевского – человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Основ. соч.: романы «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.

11. О книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Ответ. Н.Я.Данилевский в своей книге «Россия и Европа» для обоснования особого пути России создает оригинальную философско-историческую концепцию, которая положила начало целому направлению в этой области. Нет единой человеческой цивилизации. Человечество – это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели.

12. О философии Л. Н. Толстого. Ответ. Философия Л.Н.Толстого основывается на теории «непротивления злу насилием». Толстой считал, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия.

13. О философии А.И. Герцена. Ответ. А.И. Герцен является автором концепции «русского социализма». Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в то же время, индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности.

14. О философии Н.Г. Чернышевского. Ответ. Н.Г. Чернышевский (основ. соч. – роман «Что делать?») считал, что в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание, а революция - средство коренного изменения всего общественного строя. Единственный способ решения острейших проблем России Чернышевский видел в крестьянской революции.

15. Об анархизме М.Бакунина. Ответ. М.Бакунин (основ. соч. «Государство и анархия») отстаивал идею без государственного социализма, анархизма. Вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство.

16. О П.Н. Ткачеве. Ответ. П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия как «единственного средства нравственного и общественного возрождения России».

17. О философии П.Л.Лаврова. Ответ. П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь она способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды.

18. О философии «Русского космизма». Ответ. Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н .Федоров, Вл.Вернадский, Циолковский, А.Чижевский.

19. О философии Н.Федорова. Ответ. Основная тема философии Н.Федорова – это победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений.

20. О космической философии К.Циолковского. Ответ. К.Циолковский в своей книге «Грезы о земле и небе» полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса».

21. О философии А.Л.Чижевского. Ответ. А.Л.Чижевский является основателем гелиобиологии, или науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса.

22. Об основных идеях и сочинениях В.С.Соловьева. Ответ. В.С.Соловьев является представителем религиозно-идеалистического направления. Основ. соч.: «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве». Основные идеи: идеи всеединства, богочеловечества и цельного знания.

23. О философии Н.А.Бердяева. Ответ. Одним из корифеев философии русского зарубежья является Н.А.Бердяев, прошедший путь от марксиста до религиозного философа. Основ. соч.: «Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека». Бердяев говорит о кризисе философии: бытие рационально, западная же философия пытается познать его рациональным способом. Основные идеи его философской концепции: 1) дух и природа противоположны.

24. О представителях философии русского зарубежья. Ответ. Русская философия, после 1922 г., была представлена в основном философией Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина. С.Франка, Б.Вышеславцева, Л.Карсавина, проживавших за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: