Первый ряд. | Второй ряд | d | d2 |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
4. | 4. | ||
5. | 5. | ||
6. | 6. | ||
7. | 7. | ||
8. | 8. | ||
9. | 9. | ||
10. | 10. | ||
11. | 11. | ||
12. | 12. | ||
13. | 13. | ||
14. | 14. | ||
15. | 15. | ||
16. | 16. | ||
17. | 17. | ||
18. | 18. | ||
19. | 19. | ||
20. | 20. | ||
S d 2 = |
Коэффициент от +0,5 до +1 указывает на повышенную самооценку: Вы переоцениваете себя, некритически относитесь к себе. Коэффициент от –0,5 до –1 свидетельствует о недооценке Вами своей личности и о повышенной критичности. Коэффициент от –0,5 до + 0,5 говорит об адекватной («нормальной», средней) оценке себя: Вы не переоцениваете себя и в то же время достаточно критичны.
Исследование уровня притязаний
и уровня самооценки по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейна
в модификации А.М. Прихожан
Данное исследование основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у себя этих качеств (показатель самооценки) и уровня развития этих же качеств, который бы удовлетворял данного испытуемого (показатель уровня притязаний).
|
|
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Обработка результатов проводится по шести шкалам (первая тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную характеристику (например, 54 мм =54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний (расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высота самооценки — от «0» до знака «–»;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.
Таблица 6
Оценка и интерпретация уровня притязаний
и уровня самооценки
Параметр | Количественная характеристика, балл | |||
норма | ||||
низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Уровень притязаний | менее 60 | 60—74 | 75—89 | 90—100 |
Уровень самооценки | менее 45 | 45—59 | 60—74 | 75—100 |
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов (табл. 6). Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно указывает на нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагоприятного развития личности.
|
|
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) — свидетельство реалистической (адекватной) самооценки. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и определенных отклонений в формировании личности. Завышенная самооценка может указывать на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности при сравнении себя с другими; такая самооценка может служить показателем существенных искажений в формировании личности —«закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество ниже 45 баллов свидетельствует на заниженную самооценку (недооценку себя) и крайнее неблагополучие в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствие способностей и тому подобное позволяют не прилагать никаких усилий.