1. Основные принципы организации
2. Информационное и методологическое обеспечение АХД
1. Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от его организации. Работа по анализу входит в служебные обязанности каждого менеджера, принимающего решения. Следовательно, важным принципом в ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа.
Одним из принципов АХД в организации является обеспечение эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного исследования при минимальных затратах по его проведению. Также важным принципом в организации аналитической работы является ее регламентация и унификация.
Регламентация предусматривает разработку таблиц и выходных форм анализа, а унификация – создание типовых методик и инструкций.
Принципы организации АХД:
1. определение субъектов и объектов АХД
2. выбор организационных форм анализа
3. распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями
4. планирование аналитической работы
5. информационное и методическое обеспечение АХД
6. оформление результатов АХД
7. контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам АХД.
2. К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разработаны организацией (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и т.д.
Источники информации учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского учета, статистической отчетности и оперативного учета. Ведущую роль в информационном обеспечении играет бухгалтерская отчетность, где наиболее полно отражаются хозяйственные процессы и их результаты. Данные статистического учета содержат количественную характеристику явлений и процессов, происходящих в организации.
Учетным документом согласно классификации является экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. К внеучетным источникам информации относят документы, регулирующие хозяйственную деятельность:
1. официальные документы, которыми обязаны пользоваться организации в своей деятельности (Законы, Указы и т.д.)
2. хозяйственно-правовые документы (договора, соглашения)
3. научно-техническая информация
4. техническая и технологическая документация
5. информация об основных контрагентах
6. данные об основных конкурентах
7. данные о состоянии рынка материальных ресурсов
8. сведения о состоянии рынка капитала
9. данные о состоянии фондового рынка.
По отношения к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. По отношения к предмету исследования – основная и вспомогательная.
По периодичности - регулярной и эпизодической. Регулярная информация делится на постоянную, условно-постоянную и переменную.
По отношению к процессу обработки информация делится на первичную и вторичную.
К организации информационного обеспечения анализа есть ряд требований:
1. аналитичность информации;
2. достоверность;
3. оперативность;
4. сопоставимость;
5. рациональность.
Таким образом, информационная система анализа хозяйственной деятельности должна формироваться и совершенствоваться с учетом технических принципов и требований, текущих принципов и требований, с помощью которых повышается эффективность АХД.